О заключении муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения согласования контрольным органом при условии его уведомления.
Размещение заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения согласования контрольным органом размещения заказа возможно в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах, вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Правовые основания | П. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона |
Порядок действий муниципального заказчика
Принятие решения о размещении муниципального заказа у единственного подрядчика на основании п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона | Решение принимается муниципальным заказчиком самостоятельно |
Заключения муниципального контракта | |
Объем поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг | В количестве, необходимом для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации |
Уведомление управления правового сопровождения и контроля о заключенном контракте | Не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта |
Требования к уведомлению о заключенных контрактах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг:
- обоснование необходимости заключения государственного контракта; |
- источник финансирования производимой закупки; |
- наименование, адрес поставщика (исполнителя, подрядчика); |
- номер и дату заключенного контракта; |
- сумму контракта. |
В целях недопущения злоупотреблением правом предоставленным заказчикам п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона считаем необходимым дать разъяснения по вопросу определения смысла понятия «обстоятельств непреодолимой силы».
На практике к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, наводнение, засуха, ураган и т.п. природные катаклизмы, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, характеризующиеся непредсказуемостью, неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, к таким обстоятельствам также можно отнести ликвидацию аварий. Вместе с тем, законодательно установленное понятия «обстоятельств непреодолимой силы» в действующих правовых актах отсутствует.
Упоминаемые в п. 3 ст. 401 ГК РФ обстоятельства непреодолимой силы определены через критерии – «чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства». Необходимо отметить, что обстоятельства непреодолимой силы должны быть, прежде всего, непредвиденными, непредотвратимыми и непреодолимыми при применении лицом обязательной внимательности и осмотрительности.
Таким образом, в случае, если лицо не предвидело наступление какого-либо обстоятельства, но при необходимой внимательности и осмотрительности могло и должно было предвидеть, то наступление таких обстоятельств не может быть признано результатом возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Учитывая данное обстоятельство, прочие случаи, например вызванные медлительностью заказчика или необходимость выполнения дополнительных работ в целях обеспечения совместимости с ранее выполненными работами, или поставки товаров по соображениям стандартизации с ранее поставленными товарами, или нецелесообразность смены поставщика (исполнителя, подрядчика) или т.п., не попадают под положения п.6 ч.2 ст.55 Закона и не могут служить основаниями для размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).