Флаг Здание Официальный сайт администрации города Иванова (архив) Официальный сайт администрации города Иванова (новая версия)
Версия для слабовидящих
Контактная информация ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ Защита от чрезвычайных ситуаций ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Действия населения при подтоплении территории Действия населения при выбросе в атмосферу химически опасных веществ Действия населения при неблагоприятных погодных явлениях Телефоны экстренных служб "Горячая линия" по вопросам нарушения трудового законодательства Документы по организованной перевозке групп детей автобусами Отловленные животные 2022 Отловленные животные 2023
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

текст предоставлен редакцией "Новой газеты", г. Иваново

Олег Волынкин: «Путешествуя, мы отдавали дань памяти павшим»
Известный путешественник, председатель регионального отделения «Русского географического общества» Олег Волынкин в последнее время все больше внимания уделяет патриотическому воспитанию молодежи, в том числе организует исторические экспедиции. Мы встретились с ним через несколько дней после его возвращения из очередного такого путешествия.

Ксения КАБАНОВА:

- Олег Викторович, совсем недавно вы вместе с ивановскими кадетами побывали в экспедиции по историческим местам, связанным с Великой Отечественной войной…

- Да, вернулись буквально на днях. Я еще не до конца пережил, осознал наше путешествие, но оно получилось очень удачным. Это был третий этап экспедиции «Связь времен и поколений» (первые два прошли в 2012 и 2013 годах). Нынешняя экспедиция была посвящена нашей 98-й Свирской гвардейской краснознаменной ордена Кутузова II степени дивизии ВДВ.
Боевое крещение дивизия получила в конце июня 1944 года, когда началась наступательная операция при форсировании реки Свирь и освобождении Петрозаводска и Карелии. Воевали свирцы не с немцами, а с финнами, которые сражались на стороне гитлеровской Германии. Полегло огромное количество бойцов. Мы решили побывать там, чтобы отдать дань памяти павшим и подробнее узнать, что происходило в этих местах. В нашу команду входили кадеты 6-10 классов – воспитанники двух ивановских кадетских корпусов, три воспитанника патриотического клуба из Луха и два старшеклассника, которые собираются стать военными. Конечно, были и взрослые: 4 офицера, врач и я.

- По каким местам проходила экспедиция?

- Стартовали мы 18 июня с плаца дивизии, а 19-го на поезде прибыли в Петербург. Представляете, почти никто из наших детей никогда не видел Санкт-Петербург! Удивительно, но и на поезде многие ехали в первый раз. В Северной столице нам устроили очень подробную экскурсию. А после нее мы уехали в город Лодейное поле Ленинградской области. Это маленький районный городок, который стоит на реке Свирь. Именно эта местность на 4 года стала передовой линией обороны на Ленинградском фронте в 1941 году. Благодаря тому, что Свирь противник не смог форсировать, не было создано второго блокадного кольца вокруг Ленинграда, был свободен проход через Ладожское озеро – знаменитая «дорога жизни».

Мы разместились на территории школы. В это время на ее базе проходил IX международный слет следопытов-свирцев, посвященный 70-летию Свирской победы. Одним из мероприятий стала реконструкция форсирования Свири. На большой открытой площадке по-настоящему, хоть и холостыми снарядами, стреляли пушки, передвигались танки, трещали пулеметы, люди бежали в атаку, санитары спасали раненых. И это – в присутствии тысяч наблюдателей. На слет специально прибыли наши десантники из 98-й дивизии. В показательных выступлениях они творили чудеса!

Нас приглашали участвовать во всех мероприятиях слета: и в церемонии возложения венков, и в перезахоронении солдат, и во встречах с ветеранами, и в зажжении свечей у вечного огня. Наши ребята везде были в первых рядах. Они отлично выглядели в своей кадетской форме.
Следующий пункт нашего путешествия – город Олонец, Железная гора. Там во время наступательной операции, штурмуя линию Маннергейма, наши бойцы погибали десятками тысяч. Очень много людей пропали без вести. Каждый день из болот поисковые отряды поднимают останки бойцов. Братские могилы растут там как грибы.

- А какие места произвели на вас и на ребят самое сильное впечатление?

- Для меня это город Питкяранта – райцентр на севере Карелии. Мы прибыли туда 25 июня. Это удивительный город. В местном музее поисковики рассказывали нам о своей деятельности в этом районе по поиску и поднятию погибших бойцов. Один пожилой краевед рассказал нам о практически неизвестной финской войне. Мне 60 лет, а я о ней практически ничего не знал. В школьных учебниках о ней был один абзац, в кино и по телевизору о ней не говорили. Теперь я понимаю, почему: на одного убитого финна тогда приходилось 8-10 убитых советских солдат. Война нами велась безграмотно, потому что войсками командовали неопытные люди лет 25-28: более опытных военачальников репрессировали. Целью было отодвинуть границы Финляндии от Ленинграда, чтобы в случае назревавшей войны с Германией северная столица была более защищенной. Помню, я и дети слушали нашего гида как зачарованные в течение шести часов. Мне запала в душу его фраза о том, что судьба России сейчас в руках тех молодых людей, которые сидели в нашем автобусе. Вообще Карелия и Ленинградская область поразили меня высоким уровнем патриотическим воспитанием, которое дается в школах. К сожалению, для нашего региона это пока не характерно.

Следующим пунктом стал Петрозаводск. В день нашего прибытия там праздновались и дата его освобождения, и День города. Нас сразу же подключили практически ко всем мероприятиям. А 29-го утром мы сели на обратный поезд в Иваново. 13 суток пролетели как одно мгновение.

- Мобильными телефонами по-прежнему, как и в предыдущих экспедициях, детям не разрешалось пользоваться?

- Нет, не разрешалось. Я родителям сразу говорил, что запрещу гаджеты. Дети не развлекаться едут, не сидеть в Интернете, а учиться, познавать историю своей страны. Конечно, позвонить родителям я разрешал. А если мамы с папами беспокоились, они звонили мне.
Кстати, тому, кто лучше всех усвоил полученную в экспедиции информацию, полагается приз. В нынешнем путешествии лучшим был пятиклассник Тимофей Волков, ему полагается красочный вымпел. Экспедиция – не конкурс и не соревнование, но для того, чтобы в головах у детей отложилась полученная информация, по итогам каждой лекции мы устраивали зачеты. Тимофей везде был лучшим. Теперь я могу доверить ему лекции о финской войне, когда мы пойдем в следующую экспедицию.

- И она уже не за горами?

- Вы правы. Наша новая экспедиция «Дорогами Великой победы» стартует 27 июля, в День Военно-морского флота. Наш знаменитый тримаран «Русь» преодолеет около трех с половиной тысяч километров по водному пути от Плёса до Новороссийска. В Новороссийске мы прибудем 30 августа и будем находиться там до 9 сентября, а потом из Цемесской бухты уйдем в Севастополь. На зимовку тримаран возвратится в Новороссийск. Весной следующего года экспедиция продолжится. Через Черное и Средиземное моря, Ламанш дойдем до Скандинавии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа, Новой Земли. Оттуда вернемся в Архангельск и по Северной Двине – в Рыбинское водохранилище, в Волгу и не позднее 1 октября прибудем в Плёс. Это путешествие охватит водные границы Второй мировой войны.