Новости
Флаг Здание Официальный сайт администрации города Иванова (архив) Официальный сайт администрации города Иванова (новая версия)
Версия для слабовидящих
Контактная информация ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ Защита от чрезвычайных ситуаций ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Действия населения при подтоплении территории Действия населения при выбросе в атмосферу химически опасных веществ Действия населения при неблагоприятных погодных явлениях Телефоны экстренных служб "Горячая линия" по вопросам нарушения трудового законодательства Документы по организованной перевозке групп детей автобусами Отловленные животные 2022 Отловленные животные 2023
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 Вторник, 26 Мая, 2020 г.
 Межнациональные отношения
Зачем в Иваново везут туф?

В 2017 году в Иванове заложили фундамент армянской церкви Святого Ованеса (Святого Иоанна). Сейчас, свернув у автовокзала на улицу Станкостроителей, можно увидеть возвышающийся фасад, отделанный туфом. Стройке еще далеко до финала, но в подвале храма оборудована небольшая комната, в которой пока молится один человек – отец Гарник.

– Каждый день я прихожу сюда и провожу службы. Утром в 11 часов, вечером – в пять или в шесть. Пока прихожан нет, поэтому, если я задержусь на час, никого не подведу, – рассказывает священнослужитель, проводя меня по территории будущего храма.

В углу стоит «хачкар» (крест-камень), рядом с ним – несколько свечей. По всей территории разложены массивные плитки туфа – материала для будущей стройки. Камень приехал из Армении, но работать с ним пока некому. Облицовку планировали начать весной, но государства закрыли границы из-за пандемии и мастера оказались заперты дома.

– Узоры на плитке делали еще в Армении, туф прикрепят к фасаду. Можно было поступить и по-другому. Например, во Владимире мастер сам приезжал в город и работал на месте, – рассказывает настоятель, а потом, глядя куда-то вверх, прерывается: – Пойдемте внизу поговорим. Пока дождь не начался.

И мы идем.

Рождество – 6 января
В подвальчике, который оборудовали для молитв, стоит алтарь, купель, где можно окрестить ребенка, и несколько рядов лавочек. А вот газ пока не подвели. Потому в окно выходит труба от печки. Ее топят, если становится совсем холодно.

Комнату открыли к Рождеству. Здесь этот праздник отмечают на день раньше, чем в православии, – 6 января. В целом Армянская апостольская церковь похожа на Русскую православную. Хотя есть нюансы.

– В проведении служб мы руководствуемся литургией святого Василия Великого (православные – св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста). Почитание святых, икон и службы в основном совпадают. Но несколько явлений расходятся, – поясняет священнослужитель, то и дело отвлекаясь: то налить чай, то открыть банку с вареньем из грецких орехов.

Спрашиваю:

– А какие есть отличия?

– Ну, например, армяне крестятся слева направо, говоря при этом «во имя Отца и Сына и Духа святого». Душа получается у сердца, как и у православных, которые крестятся справа налево, произнося «во имя Отца и Сына и Святого духа». Еще у нас для причастия пекут пресный хлеб, а не дрожжевой, и вино мы не разбавляем водой. Но это, конечно, детали.

– Прийти на службу можно?

– Конечно. Нет ни одного храма, где вас бы выгнали! У нас еще и очень красивая духовная музыка. Это я вам объективно говорю. Могу дать послушать, если поймаем интернет, – смеется собеседник. – Правда, богослужения проходят на древнеармянском. Даже носители современного языка понимают его с трудом. Примерно как вы – старославянский. Хотя, повторюсь, попасть на литургию может человек любой веры – правила посещения у нас такие же, как в православных церквях.

Чтобы не чувствовать себя равным с богом
Правда, зайти в церковь можно будет нескоро. Внутренние стены храма, как и наружные, обложат туфом, на потолке появится роспись. В целом интерьер будет аскетичным – традиции не предполагают пышных украшений. Единственное, что, возможно, будет отличать это здание от канонической армянской церкви, – отсутствие нескольких рядов лавочек в центре зала. Отец Гарник считает, что от них стоит отказаться:

– Мне кажется, православная церковь правильно делает, что устанавливает места для сидения только по краям. Я бы хотел, чтобы здесь было так же. Нужно, чтобы основная часть прихожан стояла, а старики и старухи могли отдохнуть. Почему так? Бывает, что люди, которые ничего не знают о жизни церкви, спокойно сидят, развалившись, даже нога на ногу, как бы говоря Богу: «Мы равны с тобой». Это просто смешно. Если не делать лавочек, это будет невозможно.

В целом проблемы в армянской церкви похожи на те, что мы видим в православии. У нас, кажется, многие не понимают смысл обрядов; люди, идущие венчаться или крестить детей, порой имеют смутные представления о вере. Впрочем, здесь всё индивидуально.

– Когда я служил в Ташкенте, то видел, что там в православном храме всё очень строго, – вспоминает отец Гарник. – Глава епархии требовал, чтобы будущий крестный отец маленького ребенка месяц-полтора ходил на учебу, а взрослых детей еще и брал на занятия с собой. Но, думаю, что это не заслуга определенной церкви, а решение конкретного священника. Не могу сказать, что я сам строг в этом вопросе – не помню, чтобы отказывал людям, которые хотели совершить обряд. Такое поведение могло бы оттолкнуть человека от церкви, а мне бы этого не хотелось.

Ницше попутал
У самого отца Гарника интересная судьба. Он родился в Армении, а к вере пришел в 17 лет, когда поступил в семинарию. По его словам, изначально он просто хотел получить качественное образование (это было непросто в стране, которая только начала избавляться от советского наследия).

– Мои родители не были религиозными, но после того, как я поступил в семинарию, понял, что мне это близко. Хотелось ли когда-то свернуть с этого пути? Только единожды. Через четыре года после поступления я хотел сбежать. Почему? Прочитал Ницше. Показалось, что я потерял смысл. Я не чувствовал Бога, не видел той истины, за которой иду. Но потом подумал: Байрон, Шиллер, Достоевский, Пушкин, все армянские поэты и святые верили в Бога! Почему я должен сомневаться из-за одного автора? С тех пор я уверен, что, прочитав любую книгу, нельзя сразу под впечатлением от нее начинать действовать. Всегда нужно подождать пару недель. А в Боге я с тех пор никогда не сомневался.

Храм есть – настоятеля нет
В Иванове отец Гарник служит полгода, с сентября 2019-го. До этого он жил в Эстонии, Узбекистане, в нескольких городах России: Петербурге, Владимире, Ярославле. Переезжал вместе с семьей, а каждый из четырех детей рождался в новой стране. Сменить место чаще всего предлагал епископ. Только один раз это произошло по просьбе самого настоятеля.

– Когда я служил в Таллине, то в какой-то момент попросил перевести меня в другое место. В Эстонии совсем немного армян, а в храм по воскресеньям приходило человек 10-15. Остальные шесть дней я просиживал даром. Это расстраивало. Но в Европе такое часто происходит. Порой храмы открывают на один день в неделю. Я рад, что у нас не так. Поэтому служу здесь. Хотя священнослужителей не хватает – в Ярославле церковь построена, а настоятеля нет…

Интересуюсь:

– А когда закончится строительство храма в Иванове?

– Пока нельзя сказать. Надеюсь, через год-два. Но конкретного срока нет. К сожалению, стройка может длиться и 20, и 30 лет… Тут всё зависит от возможностей армян, которые живут в городе. Государство ведь не должно помогать. Всего в Иванове нас около десяти тысяч. В строительстве храма принимают участие около трехсот семей. Церковь – это немалые деньги, а собрать всех армян вместе для одной общей цели непросто – это очень самостоятельный народ, – подытоживает отец Гарник.

Фото: Варвара Гертье

По материалам официального сайта газеты "Рабочий край"



Разместил: Управление общественных связей и информации ЕТ
Дата размещения: Вторник, 26 Мая, 2020



Администрация г. Иваново

Яндекс.Метрика