Управление образования
Флаг Здание Официальный сайт администрации города Иванова (архив) Официальный сайт администрации города Иванова (новая версия)
Версия для слабовидящих
Контактная информация ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ Защита от чрезвычайных ситуаций ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Действия населения при подтоплении территории Действия населения при выбросе в атмосферу химически опасных веществ Действия населения при неблагоприятных погодных явлениях Телефоны экстренных служб "Горячая линия" по вопросам нарушения трудового законодательства Документы по организованной перевозке групп детей автобусами Отловленные животные 2022 Отловленные животные 2023
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Основные направления
муниципальной образовательной политики
на 2000-2003 годы

Иваново-2000г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение
Управленческий проект “Обеспечение перехода образовательной системы города от антикризисной к устойчивой стадии развития

  1. Прогностический подход к управлению на основе критериальной оценки ожидаемых результатов функционирования и развития муниципальной системы образования
    1.1 Обоснование
    1.2 Ожидаемые результаты
    1.3 Реализационные меры
  2. Обеспечение муниципальной образовательной системы программами нового поколения (развивающими программами)
    1.1 Обоснование
    1.2 Ожидаемые результаты
    1.3 Реализационные меры
  3. Обеспечение муниципальной образовательной системы академически мобильными программами
    1.1 Обоснование
    1.2 Ожидаемые результаты
    1.3 Реализационные меры
  4. Переход на четырехлетнее начальное образование
    1.1 Обоснование
    1.2 Ожидаемые результаты
    1.3 Реализационные меры
  5. Развитие сети учреждение дополнительного образования с учетом преемственности образовательных программ
    1.1 Обоснование
    1.2 Ожидаемые результаты
    1.3 Реализационные меры
  6. Создание разнопрофильной специализированной сети дошкольных образовательных учреждений для детей с отклонениями в состоянии здоровья
    1.1 Обоснование
    1.2 Ожидаемые результаты
    1.3 Реализационные меры
  7. Организация материального обеспечения социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ВВЕДЕНИЕ.

Муниципальная образовательная политика в 2000 - 2003 годах строится как стратегия, обеспечивающая переход образовательной системы города от антикризисной к устойчивой стадии развития.

Результаты выполнения “Программы развития образовательной системы г. Иванова до 2000 года” показали, что тенденция устойчивого развития в части номенклатуры представляемых образовательных услуг (с. 6 - 10, с. 16 - 19, с. 23 - 26 “Программы”) вступает в противоречие со все более исчерпывающими себя РЕСУРСАМИ системы образования: сокращением финансирования, несоответствием сети учреждений образования расширяющемуся контингенту детей с отклонениями в состоянии здоровья, чрезмерной разбросанного усилий по модификации вариантов образовательных программ, их уровней и профилей в ущерб созданию непрерывного образовательного пространства из сложившихся типов образовательных услуг от дошкольной до вузовской ступени.

В связи с этим, а также с учетом “Национальной доктрины образования Российской Федерации”1, управление образования администрации города Иванова выполнение основных задач государства в сфере образования на муниципальном уровне видит в следующем:

Выполнение данных задач осуществимо путем реализации в 2000 - 2003 годах в г. Иванове следующих конкретных приоритетов муниципальной образовательной политики:

  1. Прогностический подход к управлению на основе критериальной оценки ожидаемых результатов функционирования и развития муниципальной системы образования.
  2. Обеспечение муниципальной образовательной системы программами нового поколения (развивающими программами).
  3. Обеспечение муниципальной образовательной системы академически мобильными программами.
  4. Переход на четырехлетнее начальное образование.
  5. Развитие сети учреждений дополнительного образования с учетом преемственных образовательных программ.
  6. Создание разнопрофильной сети ДОУ для детей с отклонениями здоровья.
  7. Организация материального обеспечения социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В начало

Управленческий проект
“Обеспечение перехода образовательной системы города от антикризисной к устойчивой стадии развития”.
  1. Прогностический подход к управлению на основе критериальной оценки ожидаемых результатов функционирования и развития муниципальной системы образования.
1.1 Обоснование.

Необходимость выработки и внедрения прогностического подхода к управлению продиктована недостаточной эффективностью имеющегося подхода, квалифицируемого как реагирующего. В многолетней практике сложился статистический метод оценки текущих результатов функционирования муниципальной системы образования (отчетность перед управлением образования области). Эта оценка позволяет управлению образования города сделать выводы лишь о соответствии результатов работы имеющимся нормативным требованиям и принимать решения реагирующего содержания (аппаратные совещания, приказы управления). Недоучет в своей аналитической оценке перспективных нормативов качества и результатов образования, специфических именно для заказчиков образовательных услуг нашего города, делает невозможным принятие управленческих решений опережающего характера, т.е. с учетом требований завтрашнего дня муниципальной образовательной системы.

Опыт г. Вологды показывает, что мониторинг даже одного “перспективного” показателя на уровне муниципалитета - “положительной динамики качества обучения в учреждении образования” - позволил повлиять на повышение образования в сети в целом: зафиксировано 14 % -ое повышение мотивации успеха в учебе, большее количество детей стало справляться с заданиями повышенного уровня, отпала необходимость в списывании у учеников. Результаты тестирования позволяют управленцам г. Вологды составлять характеристику учреждений образования и принимать решения о приоритетах в оказании помощи им со стороны методических служб.

В условиях, когда в г. Иванове сложилась многоуровневая и многопрофильная сеть учреждений образования, для выстраивания и сохранения непрерывного образовательного пространства требуется дифференцированный инструмент для оценки работы каждой группы учреждений как в статике, так и в динамике.

Разработка и внедрение разноуровневой критериальной базы для оценки функционирования и развития муниципальной системы образования относятся к изменениям радикального характера, поскольку в практике работы управления должна произойти смена “статистического метода обработки текущих данных” на метод “качественного анализа согласованных статистических данных”. Предполагается дополнить номенклатуру оцениваемых управлением показателей, а также изменить логику их рассмотрения в сторону выявления причин возникновения проблем: от показателей “ожидаемых” - к показателям “реальным”, а также - от показателей “по результатам образования” - к показателям “по процессу образования” и затем к показателям “по управлению процессом образования”.

1.2 Ожидаемые результаты.

Результаты реализации данного приоритета предполагаются следующие:

  1. В 2003 году на основе достоверной аналитики: систематизированы проблемы функционирования и развития муниципальной образовательной системы, установлены причины их возникновения и выполнен прогноз их преодоления. На основе качественного управленческого анализа и прогноза будет подготовлена “Программа устойчивого развития муниципальной образовательной системы до 2010 года”.
  2. В 2003 году не менее, чем в 25 % учреждений образования будет зафиксировано улучшение качества образовательных услуг согласно ожидаемым показателям, заложенным в муниципальную диагностическую программу в 2001 году.

1.3 Реализационные меры.

Группа реализаторов: А. Стрижов, начальник управления - руководитель проекта; М. Каминская, заведующий отделом развития, кандидат педагогических наук - научный руководитель проекта; Т. Ильичева, В. Нюпенко, Н. Недосекина, Т. Лебедева, Н. Медведева, Н. Метельская, директора школ N 4, 21, 22 и др. учреждений образования.

1 этап - 2000 год: этап создания системы критериальной оценки функционирования и развития муниципальной системы образования.

Информационное
обеспечение

Нормативное
правовое обеспечение

Организационное обеспечение

Материально-техническое обеспечение

  1. Изучение опыта г.Вологды, г.Костромы и др. (февраль)
  2. Изучение системного подхода к выбору критериев и их качественному анализу. (март).
  3. Информационное совещание с директорами УО о проекте диагностической программы. (апрель)
  4. Доведение до УО приказа о системе критериального оценивания их деятельности. (май).
  1. Утверждение диагностической программы на экспертном совете при начальнике управления. (май).
  2. Утверждение диагностической программы на совете директоров. (май).
  3. Выпуск приказа “О системе критериального оценивания деятельности учреждений образования в 2000-2003 г.г.). (май)
  1. Утверждение и реализация циклограммы работы группы реализаторов (1, 3-й понедельник, 15.00).
  2. Апробирование единой критериальной основы при подведении итогов 1999-2000 учебного года в управлении образования и УНМЦ РО (май-июль).
  1. Приобретение компьютера в отдел развития для ведения базы данных и выполнения обобщающих аналитических работ.

Ожидаемые результаты:

  1. Утверждена и в 2000/2001 учебном году принята к исполнению единая диагностическая программа управления образования и МУНМЦ РО.
  2. Учреждения образования составили годовые проблемно - целевые планы и скорректировали свои программы развития с учетом нормативов муниципального уровня (ожидаемых результатов), конкретные изменения соответствующего характера внесены ими в планы контроля и руководства.

2 этап - 2000 - 2001 г.г.: этап апробирования единой диагностической программы управления образования и МУНМЦ РО.

Информационное обеспечение

Нормативное правовое обеспечение

Организационное обеспечение

Материально-техническоеобеспечение

  1. Включение в учебные планы повышения квалификации руководящих кадров вопроса “Использование муниципальной единой диагностической программы в проблемно - целевом планировании работы учреждения образования”.
  2. (октябрь 2000 г.)
  3. Проведение совещаний директоров УО по вопросу: “Об эффективности единой диагностической программы управления образования и МУНМЦ РО для определения перспектив развития конкретного учреждения образования”
  • (август 2001 г.)
    1. Внесение дополнений и изменений в функциональные обязанности сотрудников, задействованных в реализации единой ДП (ЕДП).
    2. (сентябрь 2000 г.)
    3. Разработка “Положения о формах принятия управленческих решений на основе критериальной оценки функционирования и развития муниципальной системы образования”.

    (сентябрь 2001 г.)

    1. Создание организационной структуры на муниципальном уровне с целью анализа, прогноза и подготовки вариантов управленческих решений.
    2. (сентябрь 2000 г.)
    3. Создание системы отчетных (итоговых) аналитических заседаний (с последующим выходом приказов) в каждом отделе управления образования и МУНМЦ РО.
    4. (с июня 2000 г. ежегодно)
    5. Функционирование новых форм принятия управленческих решений опережающего характера.
    1. Внесение изменений в порядок материального стимулирования сотрудников, задействованных в управлении образования и МУНМЦ РО в реализации ЕДП.
    2. Оценка возможности определения надбавок и доплат руководителям УО в зависимости от результатов выполнения муниципальных норм.

    Ожидаемые результаты:

    1. Администрация учреждений образования предоставила в управление “Итоги использования муниципальных нормативов для определения перспективы развития конкретного учреждения” и дала рекомендации по их доработке.
    2. В управлении подготовлены предложения о возможности определения надбавок и доплат руководителям УО в зависимости от выполнения муниципальных норм.
    3. В управлении, МУНМЦ РО получен опыт опережающих решений, принятых на основе критериальной оценки качества управления процессом образования.
    4. Внесены коррективы в единую диагностическую программу управления образования и МУНМЦ РО.

    3 этап - 2002 - 2003 г.г.: этап разработки стратегической программы развития муниципальной образовательной системы.

    Информационное обеспечение

    Нормативное правовое обеспечение

    Организационное обеспечение

    Материально-техническое обеспечение

    1. Пропаганда опыта управления на диагностической основе в печатных изданиях г. Иванова и газете “Управление школой”.
    2. Тиражирование методики сбора и обобщения аналитических данных согласно диагностической программе.
    3. Проведение социологических опросов о потребностях в образовательных услугах и возможностях их предоставления.
    4. Создание компьютерной программы обобщения данных и выявления тенденций изменений в муниципальной системе образования.
    1. Подготовка проекта “Положения о взаимодействии управления образования и вузов г. Иванова в создании единого образовательного пространства в г. Иванове”.
    2. Подготовка проекта Постановления Городской Думы “Об утверждении стратегической программы развития муниципальной образовательной системы”.
    1. Работа временных творческих коллективов по выявлению проблем образовательной системы и по разработке путей ее устойчивого развития.
    2. Решение вопроса о финансировании Программы в администрации города Иванова.
    3. Организация круглых столов по обсуждению выявленных проблем с участием заинтересованных отделов администрации.
    4. Систематическая работа итоговых аналитических заседаний отделов управления образования и МУНМЦ РО, а также - новых форм коллективного принятия управленческих решений опережающего характера.
    1. Финансирование разработки компьютерной программы обобщения данных и выявления тенденций изменения в муниципальной системе образования.
    2. Финансирование социологических опросов о потребностях в образовательных услугах и возможностях их предоставления.

    Ожидаемые результаты:

    1. На основе достоверной аналитики выявлены и систематизированы проблемы функционирования и развития муниципальной образовательной системы, установлены причины их возникновения и выполнен прогноз их преодоления.
    2. На основе качественного управленческого анализа подготовлена “Программа устойчивого развития муниципальной образовательной системы до 2010 года”.
    3. Не менее, чем 25 % учреждений образования показывают улучшение образовательных услуг согласно ожидаемым показателям, заложенным в муниципальную диагностическую программу в 2001 году.

    В начало

    2 Обеспечение муниципальной системы программами и нового поколения (развивающими программами).

    2.1 Обоснование.

    Качество учебно - воспитательного процесса в учреждениях образования напрямую связано с типом используемых в них учебных программ, при этом наиболее комфортные условия получения образования предоставляется воспитанникам, если содержание учебных программ развивающее. Опыт используемых программ нового поколения в дошкольных учреждениях, в школах и учреждениях дополнительного образования г. Иванова показал, что изменения к лучшему условий получение образования проявляется прежде всего в следующем:

    1. Использование развивающих программ позволяет учреждениям образования не делить контингент детей на уровни, т.к. по данным программам достигается продвижение каждого ребенка с более низкого на более высокий уровень обучения непосредственно в разноуровневых группах воспитанников.
    2. Использование развивающих программ позволяет учреждению образования широко применять активные, согласованные с возрастом и личными способностями детей, методики обучения, которые снимают нагрузки с памяти и переносят их на естественное проявление инициативы и творчества. Успешность в обучении достигается тем, что дети овладевают способами умственной работы на основе не- перегруженного познавательного материала.

    Результаты подготовки выпускников, получающих образование по развивающим программам, как правило, более всего соответствуют социальному заказу:

    1. Снижается риск дидактогений - отрицательного фактора, ухудшающего состояние здоровья детей из - за перегрузок в дошкольном учреждении и в школе.
    2. Качество знаний и уровень психического развития воспитанников значительно выше, чем группах и классах, занимающихся по традиционным программам.

    В условиях г. Иванова проект обеспечения муниципальной образовательной системы программами нового поколения (развивающими программами) носит модифицирующий характер, поскольку замена традиционных программ на развивающие в соответствующих учреждениях уже произошла; в ближайшие три года фактически требуется систематизация и накопление положительного опыта работы по данным программам.

    В группу развивающих образовательных программ дошкольного образования входят программы “Детство” и “Развитие”, в группу развивающих программ школьного образования - программы дидактических систем Д, Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, а также программы Ассоциации “Школа 2000” и фирмы “Рекорд” (РИНО).

    2.2. Ожидаемые результаты.

    1. Качество подготовки выпускников:

    ДОУ

    Школ

    1. Соответствие результатов дошкольного образования показателям, заложенным в приказе Министерства образования N 448 от 22.08.96 г. “Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений”.

    (ДОУ N 83, 182, 169, 33, 172)

    1. Владение знаниями, умениями и навыками в рамках государственных образовательных стандартов.
    2. Методика: статистический анализ данных по качеству знаний по итогам 1 и 2 ступени обучения в классах РО всех направлений. “Измерители”: 50 % - 75 % качество знаний и положительная динамика качества знаний от 1 ко 2 ступени обучения.
    3. Свободное владение необходимыми умениями для самостоятельного осуществления учения:
    • умение ставить учебную (познавательную) задачу;
    • планировать действия по ее достижению;
    • работать с различными источниками информации;
    • оценивать полученные результаты;
    • самостоятельно выявлять проблемы подготовленности к продолжению образования и находить пути к их решения.

    Методика: методика не доопределенных и не решаемых задач на предметной основе (русский язык, математика).

    “Измеритель”: более 50 % выпускников

    3-х/4-х и 9-х классов РО находятся на среднем и высоком уровне.

    1. Изменения в условиях обучения.
    1. Соответствие развивающей среды требованиям государственного стандарта к новой программе
    2. Методика: Самоанализ по разделу “Развивающая среда в ДОУ” (ДОУ N 66, 6, 194, 83).
    3. Соответствие взаимодействия взрослого (педагога) и ребенка требованиям новой программы.

    Методика: самоанализ по разделу “Взаимодействие взрослого и ребенка” (ДОУ

    N 172, 22, 44, 155, 56, 181).

    1. Учебный план классов РО 1 и 2 ступени построен на основе мягкой дифференциации.
    2. Методика: экспертная оценка учебного плана.

      Измеритель: % мягкой дифференциации выше, чем % жесткой межклассной дифференциации.

    3. На уроках русского языка и математики в классах РО 1 и 2 ступени используется проблемный и исследовательский метод обучения.
    4. Методики: Качественный анализ статистических данных по экспертной оценке уроков аттестующихся учителей РО 1 и 2 ступени (12, 13 разряд); учителей РО в базовых школах отдела развития (N 23, 19, 21, 35); учителей РО в школах - экспериментальных площадках ИвГУ, ИПК и ППК (N 6, 7, 22, 36).

      “Измеритель”:более 50 % оцененных уроков соответствуют требованиям к проблемному уроку и уроку - исследованию.

    Требования к сохранению здоровья воспитанников.

    Сохранение и частичное улучшение группы здоровья воспитанников на к выпуску из школы 1-й и школы 2-й ступени, ДОУ.

    Методика: Статистический анализ динамики группы здоровья за весь период образования в ДОУ N 66, 6, 99, 83, 155, 56, 172, 181; в школах N 23, 19, 35, 6, 7, 22, 36

    “Измеритель”: отсутствие отрицательной динамики групп здоровья воспитанников к выпуску из ДОУ и к выпуску из школ 1-й и 2-й ступени.

    2.3. Реализационные меры.

    Группа реализаторов: М. Каминская, заведующий отделом развития, кандидат педагогических наук - руководитель проекта, Ниткина Н. А., специалист управления образования; отдел развития, научные руководители ДОУ и школ, работающих по программам развивающего обучения: А. Турчин; кандидат психологических наук, Н.Турчина, кандидат педагогических наук; Т. Воронова, профессор, кандидат педагогических наук; Н. Волкова, кандидат педагогических наук; Г. Смирнов, доктор филос. наук; заведующие ДОУ и директора школ, работающие по развивающим программам.

    1 этап - 2000 г. - систематизация и укрупнение тематики работ в учреждениях образования, использующих развивающие программы.

    Информационное обеспечение

    Диагностическое

    обеспечение

    Программно - методическое обеспечение

    1. Совещание руководителей УО “Требования к проектированию инновационной деятельности по развивающим программам в 2000 - 2003 г.г.”
    1. Экспертиза научной, практической и экономической обоснованности проектов ИД по развивающим программам (апрель)
    2. Анализ качества подготовки выпускников 1 ступени.

    (апрель, май)

    1. Создание экспериментальных площадок отдела развития по четырехлетней начальной школе и подростковой школе РО (школы N 19, 23).
    2. Разработка рекомендаций к внедрению программ 4-х летней начальной школы (система Л. В. Занкова, творческая группа), работа авторских курсов.
    3. Разработка комплексных методических рекомендаций “Урок развивающего обучения” (творческая группа экспериментаторов школ N 35, 21, 33, 19, 23 и др.)

    ДОУ

    Информационное обеспечение

    Программно - методическое обеспечение

    1. Совещание для руководителей и старших воспитателей ДОУ “Инновационное дошкольное образование: опыт, программы и стратегия развития”.
    2. Консультации для старших воспитателей: “Создание коллектива единомышленников в инновационной педагогической деятельности”.
    1. Разработка методических рекомендаций по внедрению технологий Н. Князевой, Р.Стеркиной “Я- ты - мы”. (Творческая - группа)
    2. Апробирование в дошкольных учреждениях, работающих по программе “Развитие”, нового раздела “Ознакомление с окружающим и самим собой” ДОУ N 172, 192, 34.
    3. Семинар - практикум: (ДОУ N179, 172, 22, 24) “Современные педагогические технологии в дошкольном образовании”.

    2 этап - 2001 - 2002 г.г.: диагностическое и кадровое обеспечение учреждений образования, работающих по развивающим программам.

    Кадровое обеспечение

    Диагностическое обеспечение

    Программно - методическое обеспечение

    1. Осуществление работы “Авторских курсов” в базовых школах:
    • “Обучение 6-леток по развивающим программам”.
    • “Обучение в школе 2-й ступени по развивающим программам”.
    • “Роль психолога и заместителя директора в проведении мониторинга учебно - воспитательного процесса по развивающим программам”.
    Комплексная оценка хода и результатов обучения по развивающим программам по итогам 1-й и 2-й ступени согласно разделу 2. 2. (“Ожидаемые результаты”).
    1. Подготовка методических рекомендаций по внедрению программ 4-х летней начальной школы (с Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова).
    2. Разработка системы зачетных, проверочных и контрольных работ к программам РО дисциплин эстетического, естественно - научного и общественного цикла (творческая группа экспериментаторов 2-й ступени).

    ДОУ.

    Разработка необходимых нормативно -правовых документов

    Кадровое обеспечение

    Программно - методическое обеспечение

    1. Положение о наборе кадров в ДОУ 1-й категории.
    Введение в штат педагогов - психологов (ДОУ N 180, 25, 99). Обучение на курсах в г.Москве согласно плана Академии Развития воспитания (ДОУ N 169, 149). Разработка пакета методик для “игровых срезов” детей 6-7 лет по разделам социально - нравственный и эмоционально - волевой. (Т-группа).

     

    3 этап - 2003 г.: разработка стратегии обеспечения учреждений образования всех типов и видов программами нового поколения (развивающими программами).

    Информационное обеспечение

    Диагностическое обеспечение

    Кадровоеобеспечение

    Организационное обеспечение

    1. Пропаганда в СМИ положительного опыта обучения по развивающим программам.
    2. Выпуск сборника “Лучшие разработки учителей к программам РО”.
    3. ДОУ

    4. Пропаганда положительного опыта через СМИ, через издание буклета “Итоги ИД в ДОУ” N 179, 149, 169, 192, 56.
    Комплексная оценка хода и результатов обучения по развивающим программам по итогам 1 и 2 ступени обучения согласно разделу 2.2. (“Ожидаемые результаты”).
    1. Осуществление работы авторских курсов для руководителей школ с классами РО “Управленческое обеспечение развивающего обучения: опыт и перспективы”.
    1. Организация работы проектной группы “Развитие развивающего образования”.
    2. Организация обсуждения и принятия проекта руководителями школ, дошкольных образовательных учреждений.

    В начало

    3. Обеспечение муниципальной образовательной системы академически мобильными программами

    3.1. Обоснование.

    Осуществление вариативного учебно - образовательного процесса в едином образовательном пространстве города диктует необходимость проектирования школьных образовательных программ, преемственных к высшей школе, т. е. академически мобильных программ.

    Использование академически мобильных программ позволит усилить ресурсы образовательной системы города за счет содержательной интеграции школ с вузами и ссузами и тем самым обеспечить законное право выпускника школы на гарантированное получение знаний, достаточных для успешного прохождения по конкурсу в выбранное учебное заведение.

    3.2. Ожидаемые результаты.

    А) Качество подготовки выпускников:
    Способность выстроить реалистические планы продолжения своего образования.
    Методика: Анкета “Определение профессионального плана и степени его сформированности” в адрес учащихся 11-х классов
    “Измеритель”: Сформированный и осознанный профессиональный план имеется не менее чем у 75 % выпускников.
    Наличие знаний, достаточных для успешного прохождения по конкурсу в выбранное учебное заведение.

    Методики:
    Статистическая обработка данных по качеству знаний по профильным предметам, программы которых согласованы с ссузами и вузами.
    Статистическая обработка результатов итоговой аттестации выпускников 11-х классов по данным профильным предметам.
    Статистическая обработка результатов конкурсных испытаний по предметам.
    Сравнительный анализ качества знаний, зафиксированного школой, ссузами и вузами по согласованным программам.

    “Измеритель”: Соответствие качества знаний, фиксируемого школой, качеству знаний, фиксируемому ссузами (вузами) с разрывом не более 20 %.

    Б) Изменения в условиях обучения.
    Учебные программы профильных дисциплин в 10-х - 11-х классах полностью соответствуют требованиям к подготовке абитуриента.
    Методика: “Экспертная оценка программ”.
    Школьный компонент учебного плана предоставляет возможность учащимся практически реализовать свои профессиональные намерения в избранных областях знаний: спецкурсы и факультативы носят мобильный характер, прикладную направленность и имеют зачетную форму аттестации.
    Методика: “Экспертная оценка учебных планов”.

    В) Требования к сохранению здоровья учащихся.
    Сохранение группы здоровья выпускниками 11-х классов (в сравнении с 9-м классом).
    Методика: Статистический анализ динамики группы здоровья учащихся.

    3.3. Реализационные меры.

    Группа реализаторов: Т. Ильичева, заместитель начальника управления - руководитель проекта; методисты МУНМЦ по предметам; директора школ N 21, 22, 23, 33, 67.

    1 этап - подготовительный (2000 г.).

    Информационное

    обеспечение

    Кадровое

    обеспечение

    Программно - методическое обеспечение

    Обновление схемы взаимодействия с органами власти

    Финансирование

    1. Совещание в отделе координации высшего и среднего профобразования УО администрации Ивановской области.
    2. Консультации методистов с соответствующими кадрами ИПК и ППК, издание памятки по анализу экзаменационных материалов ссузов и вузов.
    3. Анализ методистами теоретического и практического материала, предлагаемого в ссузах и вузах, сотрудничающими со школами N 21, 22, 23, 33, 67, на экзаменах (информационная справка с выводами).
    Проведение серии занятий с преподавателями вузов “Обучение в выпускных классах: требования к программам профильных предметов”

    (на базе школ

    N 21, 22, 23, 33, 67).

    Разработка методик для учителей выпускных классов по работе с учащимися по подготовке в вуз, ссуз. Ходатайство перед УО администрации Ивановской области о делегировании полномочий на прямое взаимодействие с кафедрами ссузов, вузов. Средства на издание памятки по анализу экзаменационных материалов ссузов и вузов.

    2 этап - организационный (2001 - 2002 г.г.)

    Информационное обеспечение

    Кадровое обеспечение

    Программно -методическое обеспечение

    Обновление схемы взаимодействия с органами власти

    Финансирование

    1. Проведение аппаратного совещания совместно с отделом координации высшего и среднего профобразования по принятию решений о согласовании требований.
    2. Изучение отношения общественности к перспективе согласования требований и программ выпускных классов (родители учащихся школ N 21, 22, 23, 33, 67)
    Организация работы творческих групп “методист - учитель - ученый”по созданию академически мобильных программ профильных предметов:

    шк.N21 -

    шк.N 22 -

    шк.N 33 -

    шк. N 67 -

    шк. N 23 -

    1. Проведение методистами сравнительного анализа вузовских и школьных требований к содержанию экзаменационных материалов.
    2. Корректировка программ школьного курса с целью согласования их с требованиями к знаниям абитуриента.
    3. Корректировка школьного компонента учебных планов с целью приведения их в соответствие с п.3.2.Б и 3.2.В. “Ожидаемых результатов”.
    Проведение областной научно-методической конференции с участием представителей Законодательного собрания “Проблемы преемственности школы и вуза (ссуза) и пути их решения”. Оплата работы ученых над академически мобильными программами в творческих группах “методист - учитель - ученый”.

    3 этап - диагностический (2003 год): диагностика итогов апробирования в школах N 21,22, 23, 33, 67 академически мобильных программ согласно п.3.1. - 3.3. “Ожидаемых результатов”.

    В начало

    4. Переход на четырехлетнее начальное образование.

    4.1. Обоснование.

    Переход на четырехлетнее начальное образование в г.Иванове обусловлен идеями федеральной образовательной политики и по документам МО РФ предусмотрен в течение 2001 - 2002 г.г. Необходимость данной работы вызвана заботой государства о снижении перегрузок учащихся школ, а также включением России в мировое образовательное пространство, где принято начинать школьное обучение ранее, чем с 7 - ми лет. В условиях г.Иванова переход на четырехлетнее начальное образование носит модифицирующий характер, поскольку уже 60 % (105 классов из 175) набора в 1-е классы идет по системе 1 - 4. Ряд школ N 36, 24, 28, 30, 35) полностью перешли на четырехлетнюю школу, их опыт, а также возможности других школ и ДОУ использованы не полностью. В настоящее время требуется активная пропаганда и полная реализация идеи перехода на четырехлетнее начальное образование в сроки, регламентированные МО РФ.

    4.2. Ожидаемые результаты.

    А) Изменения в подготовке выпускников школы 1 ступени:

    Положительная динамика качества знаний выпускников классов четырехлетней начальной школы в сравнении с классами трехлетней начальной школы (выборка школ N 1, 4, 7, 8, 14, 17, 33, 49, 54).

    Методика: Сравнительный анализ статистических данных по качеству знаний.

    Положительная динамика уровня школьной адаптации первоклассников и пятиклассников, обучаемых в четырехлетней начальной школе, в сравнении с первоклассниками и пятиклассниками, обучаемыми в трехлетней начальной школе (выборка школ та же).

    Методики:
    М. Р. Гинзбург “Оценка учебной мотивации” (1 класс).
    “Анкета для родителей первоклассников”.
    Л. М. Ковалева “Опросник для учителей 1-х классов”.
    А. Н. Лутошкин “Оценка эмоционального состояния (цветоматрица)”
    Н. В. Юферова “Готовность к обучению в среднем звене”.

    Б) Изменения в условиях обучения:

    Соответствие условий пребывания учащихся в четырехлетней начальной школе нормативам и требованиям МО РФ (расписание знаний, питание, досуг, условия в классных кабинетах, медицинское и психологическое сопровождение).

    Методика:
    Экспертная оценка организационных условий образования в четырехлетней начальной школе на основе:
    Базисного плана.
    Санпина.

    Рекомендательного письма МО РФ “О недопустимости перегрузок в начальной школе” (выборка школ та же).

    4.3. Реализационные меры.

    Группа реализаторов: Н.Недосекина, заведующий школьным отделом, - руководитель проекта; школьный отдел, директора школ, директор МУНМЦ РО Н. Медведева.

    1 этап 2000 г.: подготовительный.

    Информационное обеспечение

    Организационное обеспечение

    1. Составление информационной справки “О возможностях перехода на четырехлетнее начальное обучение” (февраль).
    1. Выработка управлением образования инструкции в адрес руководителей школ “О неотложных мерах по подготовке перехода на четырехлетнее начальное обучение”, доведение ее до школ и контроль исполнения.
    2. Создание при школьном отделе рабочей группы директоров школ и руководителей ДОУ по выработке оптимальных сроков и условий перехода на четырехлетнюю школу.
    3. Согласование учебных планов повышения квалификации учителей для работы в системе 1 - 4 в ИПК и ППК, УНМЦ РО и отделе развития.

    3 этап - 2001 - 2002 г.г.: организация полного перехода начальной школы на структуру

    1 - 4.

    Информационное обеспечение

    Разработка нормативных документов

    Кадровое

    обеспечение

    Программно- методическое

    обеспечение

    Обновление схемы взаимодействия с органами власти

    Финансирование

    1. Анализ демографической ситуации в городе по набору в 1 классы на перспективу 3-5 лет.
    2. Анализ затруднений УО при организации перехода “на 1-4”.
    3. Инструктивные совещания с руководителями школ и ДОУ по согласованию мероприятий по переходу “на 1-4”.
    4. Организация информирования родителей о преимуществах перехода “на 1-4”:
    • в печати, по радио, телевидению;
    • на информационных встречах со специалистами управления.
    1. Подготовка “Положения о порядке приема учащихся в муниципальные учреждения образования”.
    2. Издание приказа “О сроках обучения в начальной школе”.
    1. Создание банка об данных учителя, требующих курсовой подготовки.
    2. Организация курсовой подготовки учителей начальных классов и руководителей школ:
    • “Содержание, методика и организационные условия обучения по системе 1-4”.
    • “Актуальные вопросы обеспечения качества образовательных услуг в четырехлетней начальной школе”.
    1. Организация трудоустройства и переквалификации высвободившихся педагогов ДОУ и школ.
    1. Анализ наличия в школах программ и учебников по системе 1-4.
    2. Разработка рекомендаций по использованию учебно-методических комплектов в системе
    3. “1-4”.
    4. Формирование централизованного заказа на учебно-методические комплекты.
    5. Организация работы руководителей школ с родителями по приобретению требуемых учебников.
    1. Организация систематического взаимодействия УО с отделом здравоохранения по контролю за сохранением здоровья учащихся школы 1-4.
    2. Координация действий УО и отдела социальной защиты по работе с малоимущими семьями, имеющими первоклассников.
    3. Взаимодействие УО и областной психолого-педагогической консультации по ежегодному выявлению детей 5-6 лет, требующих обучения в коррекционных учреждениях, т.ч. в классах выравнивания массовых школ.
    Перераспределение и изменение сумм бюджетного финансирования.

    Использование средств родителей на приобретение учебников.

    Использование целевых взносов физических и юридических лиц на классы малой наполняемости.

    В начало

    5. Развитие сети учреждений дополнительного образования с учетом преемственных образовательных программ

    5.1. Обоснование.

    В городе Иваново сеть учреждений дополнительного образования традиционно работала по многопрофильным и адресованным к различным возрастным группам образовательным программам. Это не позволяло решать задачу поэтапного дополнительного образования по избранному ребенком направлению, не предоставляло заказчикам образовательных услуг достаточных возможностей для получения допрофессиональной подготовки и сдачи квалификационных испытаний. Опыт ряда учреждений (ДДЮТ, ДЮЦ Фрунзенского района) показывает, что использование преемственных образовательных программ придает упорядоченность структуре предоставляемых образовательных услуг в системе дополнительного образования, повышает уровень подготовки воспитанников. В условиях, когда в городе недостаточно используются преемственные образовательные программы, инициатива по их разработке и использованию во всех УДО внесет значительные изменения в условия подготовки воспитанников и позволит учреждениям повысить свою конкурентоспособность.

    5.2. Ожидаемые результаты.

    А) Качество подготовки учеников.

    а) Удовлетворенность воспитанников и их родителей предлагаемыми услугами.
    Методика: Анкетирование.
    Измеритель: не менее, чем у 85 % воспитанников и родителей высокий и средний уровень удовлетворенности.

    б) Влияние занятий в УДО на выбор профессии.
    Методика: Анкетирование выпускников УДО.
    Измеритель: не менее, чем у 50 % воспитанников профессиональные планы совпадают с профилем занятий в УДО.

    в) Сохранение интереса к занятиям в УДО.
    Методика: Статистическая обработка данных по контингенту воспитанников.
    Измеритель: Допустимый % потери контингента обучающихся в течение учебного года в учреждении:
    высшей категории - до 10 %
    первой категории - до 15 %
    второй категории -до 20 %
    другие - до 25 %

    Б) Требования к изменению условий обучения.

    а) Учебно - воспитательный процесс организован на основе принципа преемственности от 1 к 3 (4) степени обучения.

    б) Структура образовательной программы учреждения изменена от многопредметности к выделению нескольких приоритетов, внутри которых предметы взаимосогласованы и дополняют друг друга.

    Методика: Экспертная оценка образовательной программы УДО.

    Измеритель: не менее, чем в 50 % учреждений дополнительного образования осуществлены данные изменения.

    5.3. Реализационные меры.

    Группа реализаторов: Н. Метельская - руководитель проекта, И. Суворкова, директора ДДЮТ, ДЮЦ Фрунзенского района, ДДТ Ленинского района и др.

    1 этап - 2000 - 2001 г.г.: подготовка условий для разработки и реализации программ, разработка образовательных программ.

    Информационное

    обеспечение

    Разработки необходимыхдокументов; программно - методическое обеспечение

    Кадровое обеспечение

    1. Совещание руководителей УДО “О развитии сети УДО в 2000-2003 г.г.”.
    2. Семинары со специалистами УДО (педагоги, методисты, психологи, зам по науке) “Переход учреждений на программы, обеспечивающие преемственность дополнительного образования”.
    1. Разработка интегрированных, комплексных, сквозных программ по валеологии, культурологии, по познавательному и художественно - прикладному профилю.
    2. Разработка пакетов дидактических материалов к программам (наглядность, раздаточный материал и пр.).
    3. Разработка критериев оценки программ.
    1. Введение ставок психологов и методистов (при необходимости).
    2. Использование базы МУНМЦ РО (методист) для проведения серии проектировочных семинаров “Из опыта УДО, работающих по новым программам”.

    2 этап - 2001 - 2002 г.г.: реализация программ объединений и учреждений.

    Информационное обеспечение

    Разработка необходимых документов

    Кадровое обеспечение

    Диагностическое обеспечение

    1. Организационное совещание “Презентация отобранных программ и распределение задач между исполнителями”.
    2. Семинары по проблемам апробирования программ в базовых учреждениях.
    1. Выпуск рекомендаций по итогам апробации программ.
    2. Разработка “Положения об образовательной программе УДО” с учетом опыта использования преемственных образовательных программ.
    1. Организация работы проблемной группы методистов (на базе МУНМЦ РО). Апробирование системы оценивания ожидаемых результатов (п.5.2) на уровне управления образования администрации города Иванова.

    3 этап - 2002 - 2003 г.г.: диагностика соотношения планируемых и достигнутых результатов развития сети УДО с учетом преемственных образовательных программ.

    Информационное обеспечение

    Кадровое обеспечение

    Диагностическое обеспечение

    1. Конференция “Образовательная программа УДО: потребности города и возможности педколлектива”.
    2. Публикации в СМИ материалов о результатах использования преемственных образовательных программ.
    Проведение серии семинаров с руководителями УДО “Система оценивания итогов работы по непрерывным образовательным программам”. Диагностика ожидаемых результатов (п.5.2.) на выборке: результат использования 1 программы каждого типа.

    В начало

    6. Создание разнопрофильной специализированной сети дошкольных образовательных учреждений для детей с отклонениями в состоянии здоровья.

    6.1. Обоснование

    Имеющиеся специализированные ДОУ в городе Иванове не вполне отвечают все возрастающему спросу населения на воспитание детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекции здоровья. 33% таких детей еще не предоставлены достаточные оздоровительные и образовательные услуги в связи с отсутствием целостной сети специализированных ДОУ, учитывающей все разнообразие направлений оздоровления.

    В связи с этим одной из приоритетных задач на ближайшие 3 года является создание такой сети на базе имеющегося в городе Иванове опыта работы.

    6.2. Ожидаемые результаты

    А. Изменения в подготовке воспитанников:

    В результате профессиональной коррекционной работы 80% всех дошкольников, воспитывающихся в ДОУ компенсирующего вида, поступают в массовые школы с диагнозом “Здоров” (20% воспитанников сохраняют уровень психофизического здоровья от исходных данных).

    Методика: статистическая обработка данных МППК по всем профилям диагнозов.

    Б. Изменения в условиях воспитания и обучения:

    В учебно-воспитательном процессе используются современные медико-технические средства; в ДОУ для детей с нарушениями речи - средства компьютеризации лечебного процесса; в ДОУ ортопедического профиля - специальные корсеты, сухие бассейны, современно оборудованные кабинеты ЛФК.

    Методика: экспертная оценка технической оснащенности ДОУ (по одному - каждого профиля).

    6.3. Реализационные меры

    Группа реализаторов: Т.Князева - руководитель проекта, Е.Галкина (ДОУ N182), Е.Матренкина (ДОУ N55), В.Аникина (ДОУ N61).

    1 этап: 2000-2001гг. - Изучение материально-технического обеспечения специализированных ДОУ и подготовка к открытию новых групп.

    Информационное

    обеспечение

    Нормативно-правовое обеспечение

    Кадровое обеспечение

    Программно-методическое обеспечение

    1. Изучение опыта работы коррекционной сети г.Самары применительно к условиям г.Иванова (ДОУ N146,57)
    2. Оценка МТО, социально-психологического климата в ДОУ N182,61,25 с целью открытия дополнительных коррекционных групп
    Разработка модели социальной адаптации детей с амблиопией и косоглазием 1.Обучение дефектологов разных профилей для последующей работы в ДОУ (на базе ИПК и ППК)

    2. Обучение тифлопедагогов для последующей работы в ДОУ (на базе ИПК и ППК)

    Пропаганда опыта обновления содержания программы Л.Плаксиной “Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения”
    1. Семинар-практикум на базе ДОУ N182
    2. День открытых дверей на базе ДОУ N57

    2 этап: 2001-2003гг. - практическая организация работы сети специализированных ДОУ.

    Информационное обеспечение

    Нормативно-правовое обеспечение

    Программно-методическое обеспечение

    Материально-техническое обеспечение

    Аналитический банк данных по ДОУ N182,55,61,25 Подготовка приказа “Об открытии дошкольных специализированных групп по профилям:

    N182 - тифло-;

    N61 - ЗПР;

    N25 - лого-

    Внедрение программы Л.Плаксиной и др. оздоровительно-образовательных программ в ДОУ N182,61,25,55 Обеспечение ДОУ медицинской техникой в соответствии с задачами восстановления здоровья детей

    В начало

    7. Организация материального обеспечения социальной защиты детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей

    7.1. Обоснование

    Экономическая нестабильность, безработица способствует стремительному росту проблем семьи, снижению воспитательного воздействия родителей на своих детей.

    Остается стабильно высоким количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В течение трех лет управлением образования выявлен 701 ребенок этой категории (1997г. - 236 детей, 1998г. - 241 ребенок, 1999г. - 224 ребенка). Большая часть из них (142 ребенка) в соответствии с интересами детей передана на воспитание в семьи (под опеку, попечительство, на усыновление). Не снижается количество детей, которые направляются в учреждения общественного воспитания (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот). В 1997г. направлено 79 детей, в 1998г. - 106 детей, в 1999г. - 82 ребенка, всего за 3 года направлено 267 детей.

    Обострению ситуации, связанной с предоставлением социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, способствует рассогласованность действий ведомств, ответственных за финансирование и материальное обеспечение этого направления городской социальной политики. Инициатива управления образования заключается в системной организационной работе на перспективу 3 года, которая привлечет внимание как спонсоров, так и муниципальных органов власти к неотложным мерам материального обеспечения социальной защиты.

    7.2. Реализационные меры

    Руководитель проекта - В.М. Мишурова, зам. начальника управления образования по опеке и попечительству.

    Основные мероприятия

    Работа через СМИ

    Взаимодействие
    с Думой,
    администрацией города

    1. Финансирование учреждений общественного воспитания в соответствии с постановлением правительства РФ N409 от 20.06.92г. “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
    2. Индексация размеров опекунского пособия в соответствии с изменением цен на товары народного потребления
    3. Предоставление 4-х квартир в год лицам из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, стоящим в льготной очереди
    4. Выделение временного жилья в муниципальном жилом фонде до подхода очереди.
    5. Открытие общежития для сирот
    Освещение вопросов жизни детей, воспитывающихся в учреждениях общественного воспитания, приемных семьях, а также в семьях опекунов и попечителей.
    1. Заложить в бюджет на 2001 год средства на финансирование детских домов, школы-интерната для детей-сирот
    2. С целью привлечения спонсорских средств создать при Главе города попечительский совет
    3. Вынести на обсуждение Думы вопрос об обеспечении жильем лиц из числа сирот и оставшихся без попечения родителей

    В начало

    Администрация г. Иваново

    Яндекс.Метрика