Основные направления
муниципальной образовательной политики
на 2000-2003 годы
Иваново-2000г.
Введение
Управленческий проект “Обеспечение перехода
образовательной системы города от антикризисной к устойчивой стадии развития
Муниципальная образовательная политика в 2000 - 2003 годах строится как стратегия, обеспечивающая переход образовательной системы города от антикризисной к устойчивой стадии развития.
Результаты выполнения “Программы развития образовательной системы г. Иванова до 2000 года” показали, что тенденция устойчивого развития в части номенклатуры представляемых образовательных услуг (с. 6 - 10, с. 16 - 19, с. 23 - 26 “Программы”) вступает в противоречие со все более исчерпывающими себя РЕСУРСАМИ системы образования: сокращением финансирования, несоответствием сети учреждений образования расширяющемуся контингенту детей с отклонениями в состоянии здоровья, чрезмерной разбросанного усилий по модификации вариантов образовательных программ, их уровней и профилей в ущерб созданию непрерывного образовательного пространства из сложившихся типов образовательных услуг от дошкольной до вузовской ступени.
В связи с этим, а также с учетом “Национальной доктрины образования Российской Федерации”1, управление образования администрации города Иванова выполнение основных задач государства в сфере образования на муниципальном уровне видит в следующем:
Выполнение данных задач осуществимо путем реализации в 2000 - 2003 годах в г. Иванове следующих конкретных приоритетов муниципальной образовательной политики:
Необходимость выработки и внедрения прогностического подхода к управлению продиктована недостаточной эффективностью имеющегося подхода, квалифицируемого как реагирующего. В многолетней практике сложился статистический метод оценки текущих результатов функционирования муниципальной системы образования (отчетность перед управлением образования области). Эта оценка позволяет управлению образования города сделать выводы лишь о соответствии результатов работы имеющимся нормативным требованиям и принимать решения реагирующего содержания (аппаратные совещания, приказы управления). Недоучет в своей аналитической оценке перспективных нормативов качества и результатов образования, специфических именно для заказчиков образовательных услуг нашего города, делает невозможным принятие управленческих решений опережающего характера, т.е. с учетом требований завтрашнего дня муниципальной образовательной системы.
Опыт г. Вологды показывает, что мониторинг даже одного “перспективного” показателя на уровне муниципалитета - “положительной динамики качества обучения в учреждении образования” - позволил повлиять на повышение образования в сети в целом: зафиксировано 14 % -ое повышение мотивации успеха в учебе, большее количество детей стало справляться с заданиями повышенного уровня, отпала необходимость в списывании у учеников. Результаты тестирования позволяют управленцам г. Вологды составлять характеристику учреждений образования и принимать решения о приоритетах в оказании помощи им со стороны методических служб.
В условиях, когда в г. Иванове сложилась многоуровневая и многопрофильная сеть учреждений образования, для выстраивания и сохранения непрерывного образовательного пространства требуется дифференцированный инструмент для оценки работы каждой группы учреждений как в статике, так и в динамике.
Разработка и внедрение разноуровневой критериальной базы для оценки функционирования и развития муниципальной системы образования относятся к изменениям радикального характера, поскольку в практике работы управления должна произойти смена “статистического метода обработки текущих данных” на метод “качественного анализа согласованных статистических данных”. Предполагается дополнить номенклатуру оцениваемых управлением показателей, а также изменить логику их рассмотрения в сторону выявления причин возникновения проблем: от показателей “ожидаемых” - к показателям “реальным”, а также - от показателей “по результатам образования” - к показателям “по процессу образования” и затем к показателям “по управлению процессом образования”.
Результаты реализации данного приоритета предполагаются следующие:
Группа реализаторов: А. Стрижов, начальник управления - руководитель проекта; М. Каминская, заведующий отделом развития, кандидат педагогических наук - научный руководитель проекта; Т. Ильичева, В. Нюпенко, Н. Недосекина, Т. Лебедева, Н. Медведева, Н. Метельская, директора школ N 4, 21, 22 и др. учреждений образования.
1 этап - 2000 год: этап создания системы критериальной оценки функционирования и развития муниципальной системы образования.
Информационное
|
Нормативное
|
Организационное обеспечение |
Материально-техническое обеспечение |
|
|
|
|
Ожидаемые результаты:
2 этап - 2000 - 2001 г.г.: этап апробирования единой диагностической программы управления образования и МУНМЦ РО.
Информационное обеспечение |
Нормативное правовое обеспечение |
Организационное обеспечение |
Материально-техническоеобеспечение |
|
(сентябрь 2001 г.) |
|
|
Ожидаемые результаты:
3 этап - 2002 - 2003 г.г.: этап разработки стратегической программы развития муниципальной образовательной системы.
Информационное обеспечение |
Нормативное правовое обеспечение |
Организационное обеспечение |
Материально-техническое обеспечение |
|
|
|
|
Ожидаемые результаты:
2 Обеспечение муниципальной системы программами и нового поколения (развивающими программами).
Качество учебно - воспитательного процесса в учреждениях образования напрямую связано с типом используемых в них учебных программ, при этом наиболее комфортные условия получения образования предоставляется воспитанникам, если содержание учебных программ развивающее. Опыт используемых программ нового поколения в дошкольных учреждениях, в школах и учреждениях дополнительного образования г. Иванова показал, что изменения к лучшему условий получение образования проявляется прежде всего в следующем:
Результаты подготовки выпускников, получающих образование по развивающим программам, как правило, более всего соответствуют социальному заказу:
В условиях г. Иванова проект обеспечения муниципальной образовательной системы программами нового поколения (развивающими программами) носит модифицирующий характер, поскольку замена традиционных программ на развивающие в соответствующих учреждениях уже произошла; в ближайшие три года фактически требуется систематизация и накопление положительного опыта работы по данным программам.
В группу развивающих образовательных программ дошкольного образования входят программы “Детство” и “Развитие”, в группу развивающих программ школьного образования - программы дидактических систем Д, Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, а также программы Ассоциации “Школа 2000” и фирмы “Рекорд” (РИНО).
ДОУ |
Школ |
(ДОУ N 83, 182, 169, 33, 172) |
Методика: методика не доопределенных и не решаемых задач на предметной основе (русский язык, математика). “Измеритель”: более 50 % выпускников 3-х/4-х и 9-х классов РО находятся на среднем и высоком уровне. |
Методика: самоанализ по разделу “Взаимодействие взрослого и ребенка” (ДОУ N 172, 22, 44, 155, 56, 181). |
|
Требования к сохранению здоровья воспитанников.
Сохранение и частичное улучшение группы здоровья воспитанников на к выпуску из школы 1-й и школы 2-й ступени, ДОУ.
Методика: Статистический анализ динамики группы здоровья за весь период образования в ДОУ N 66, 6, 99, 83, 155, 56, 172, 181; в школах N 23, 19, 35, 6, 7, 22, 36
“Измеритель”: отсутствие отрицательной динамики групп здоровья воспитанников к выпуску из ДОУ и к выпуску из школ 1-й и 2-й ступени.
Группа реализаторов: М. Каминская, заведующий отделом развития, кандидат педагогических наук - руководитель проекта, Ниткина Н. А., специалист управления образования; отдел развития, научные руководители ДОУ и школ, работающих по программам развивающего обучения: А. Турчин; кандидат психологических наук, Н.Турчина, кандидат педагогических наук; Т. Воронова, профессор, кандидат педагогических наук; Н. Волкова, кандидат педагогических наук; Г. Смирнов, доктор филос. наук; заведующие ДОУ и директора школ, работающие по развивающим программам.
1 этап - 2000 г. - систематизация и укрупнение тематики работ в учреждениях образования, использующих развивающие программы.
Информационное обеспечение |
Диагностическое обеспечение |
Программно - методическое обеспечение |
|
(апрель, май) |
|
ДОУ
Информационное обеспечение |
Программно - методическое обеспечение |
|
|
2 этап - 2001 - 2002 г.г.: диагностическое и кадровое обеспечение учреждений образования, работающих по развивающим программам.
Кадровое обеспечение |
Диагностическое обеспечение |
Программно - методическое обеспечение |
|
Комплексная оценка хода и результатов обучения по развивающим программам по итогам 1-й и 2-й ступени согласно разделу 2. 2. (“Ожидаемые результаты”). |
|
ДОУ.
Разработка необходимых нормативно -правовых документов |
Кадровое обеспечение |
Программно - методическое обеспечение |
|
Введение в штат педагогов - психологов (ДОУ N 180, 25, 99). Обучение на курсах в г.Москве согласно плана Академии Развития воспитания (ДОУ N 169, 149). | Разработка пакета методик для “игровых срезов” детей 6-7 лет по разделам социально - нравственный и эмоционально - волевой. (Т-группа). |
3 этап - 2003 г.: разработка стратегии обеспечения учреждений образования всех типов и видов программами нового поколения (развивающими программами).
Информационное обеспечение |
Диагностическое обеспечение |
Кадровоеобеспечение |
Организационное обеспечение |
|
Комплексная оценка хода и результатов обучения по развивающим программам по итогам 1 и 2 ступени обучения согласно разделу 2.2. (“Ожидаемые результаты”). |
|
|
3. Обеспечение муниципальной образовательной системы академически мобильными программами
Осуществление вариативного учебно - образовательного процесса в едином образовательном пространстве города диктует необходимость проектирования школьных образовательных программ, преемственных к высшей школе, т. е. академически мобильных программ.
Использование академически мобильных программ позволит усилить ресурсы образовательной системы города за счет содержательной интеграции школ с вузами и ссузами и тем самым обеспечить законное право выпускника школы на гарантированное получение знаний, достаточных для успешного прохождения по конкурсу в выбранное учебное заведение.
А) Качество подготовки выпускников:
Способность выстроить реалистические планы продолжения своего образования.
Методика: Анкета “Определение профессионального плана и степени
его сформированности” в адрес учащихся 11-х классов
“Измеритель”: Сформированный и осознанный профессиональный план
имеется не менее чем у 75 % выпускников.
Наличие знаний, достаточных для успешного прохождения по конкурсу в выбранное
учебное заведение.
Методики:
Статистическая обработка данных по качеству знаний по профильным предметам,
программы которых согласованы с ссузами и вузами.
Статистическая обработка результатов итоговой аттестации выпускников 11-х
классов по данным профильным предметам.
Статистическая обработка результатов конкурсных испытаний по предметам.
Сравнительный анализ качества знаний, зафиксированного школой, ссузами
и вузами по согласованным программам.
“Измеритель”: Соответствие качества знаний, фиксируемого школой, качеству знаний, фиксируемому ссузами (вузами) с разрывом не более 20 %.
Б) Изменения в условиях обучения.
Учебные программы профильных дисциплин в 10-х - 11-х классах полностью
соответствуют требованиям к подготовке абитуриента.
Методика: “Экспертная оценка программ”.
Школьный компонент учебного плана предоставляет возможность учащимся практически
реализовать свои профессиональные намерения в избранных областях знаний:
спецкурсы и факультативы носят мобильный характер, прикладную направленность
и имеют зачетную форму аттестации.
Методика: “Экспертная оценка учебных планов”.
В) Требования к сохранению здоровья учащихся.
Сохранение группы здоровья выпускниками 11-х классов (в сравнении
с 9-м классом).
Методика: Статистический анализ динамики группы здоровья учащихся.
Группа реализаторов: Т. Ильичева, заместитель начальника управления - руководитель проекта; методисты МУНМЦ по предметам; директора школ N 21, 22, 23, 33, 67.
1 этап - подготовительный (2000 г.).
Информационное обеспечение |
Кадровое обеспечение |
Программно - методическое обеспечение |
Обновление схемы взаимодействия с органами власти |
Финансирование |
|
Проведение
серии занятий с преподавателями вузов “Обучение в выпускных классах:
требования к программам профильных предметов” (на базе школ N 21, 22, 23, 33, 67). |
Разработка методик для учителей выпускных классов по работе с учащимися по подготовке в вуз, ссуз. | Ходатайство перед УО администрации Ивановской области о делегировании полномочий на прямое взаимодействие с кафедрами ссузов, вузов. | Средства на издание памятки по анализу экзаменационных материалов ссузов и вузов. |
2 этап - организационный (2001 - 2002 г.г.)
Информационное обеспечение |
Кадровое обеспечение |
Программно -методическое обеспечение |
Обновление схемы взаимодействия с органами власти |
Финансирование |
|
Организация
работы творческих групп “методист - учитель - ученый”по созданию академически
мобильных программ профильных предметов: шк.N21 - шк.N 22 - шк.N 33 - шк. N 67 - шк. N 23 - |
|
Проведение областной научно-методической конференции с участием представителей Законодательного собрания “Проблемы преемственности школы и вуза (ссуза) и пути их решения”. | Оплата работы ученых над академически мобильными программами в творческих группах “методист - учитель - ученый”. |
3 этап - диагностический (2003 год): диагностика итогов апробирования в школах N 21,22, 23, 33, 67 академически мобильных программ согласно п.3.1. - 3.3. “Ожидаемых результатов”.
4. Переход на четырехлетнее начальное образование.
Переход на четырехлетнее начальное образование в г.Иванове обусловлен идеями федеральной образовательной политики и по документам МО РФ предусмотрен в течение 2001 - 2002 г.г. Необходимость данной работы вызвана заботой государства о снижении перегрузок учащихся школ, а также включением России в мировое образовательное пространство, где принято начинать школьное обучение ранее, чем с 7 - ми лет. В условиях г.Иванова переход на четырехлетнее начальное образование носит модифицирующий характер, поскольку уже 60 % (105 классов из 175) набора в 1-е классы идет по системе 1 - 4. Ряд школ N 36, 24, 28, 30, 35) полностью перешли на четырехлетнюю школу, их опыт, а также возможности других школ и ДОУ использованы не полностью. В настоящее время требуется активная пропаганда и полная реализация идеи перехода на четырехлетнее начальное образование в сроки, регламентированные МО РФ.
А) Изменения в подготовке выпускников школы 1 ступени:
Положительная динамика качества знаний выпускников классов четырехлетней начальной школы в сравнении с классами трехлетней начальной школы (выборка школ N 1, 4, 7, 8, 14, 17, 33, 49, 54).
Методика: Сравнительный анализ статистических данных по качеству знаний.
Положительная динамика уровня школьной адаптации первоклассников и пятиклассников, обучаемых в четырехлетней начальной школе, в сравнении с первоклассниками и пятиклассниками, обучаемыми в трехлетней начальной школе (выборка школ та же).
Методики:
М. Р. Гинзбург “Оценка учебной мотивации” (1 класс).
“Анкета для родителей первоклассников”.
Л. М. Ковалева “Опросник для учителей 1-х классов”.
А. Н. Лутошкин “Оценка эмоционального состояния (цветоматрица)”
Н. В. Юферова “Готовность к обучению в среднем звене”.
Б) Изменения в условиях обучения:
Соответствие условий пребывания учащихся в четырехлетней начальной школе нормативам и требованиям МО РФ (расписание знаний, питание, досуг, условия в классных кабинетах, медицинское и психологическое сопровождение).
Методика:
Экспертная оценка организационных условий образования в четырехлетней
начальной школе на основе:
Базисного плана.
Санпина.
Рекомендательного письма МО РФ “О недопустимости перегрузок в начальной школе” (выборка школ та же).
Группа реализаторов: Н.Недосекина, заведующий школьным отделом, - руководитель проекта; школьный отдел, директора школ, директор МУНМЦ РО Н. Медведева.
1 этап 2000 г.: подготовительный.
Информационное обеспечение |
Организационное обеспечение |
|
|
3 этап - 2001 - 2002 г.г.: организация полного перехода начальной школы на структуру
1 - 4.
Информационное обеспечение |
Разработка нормативных документов |
Кадровое обеспечение |
Программно- методическое обеспечение |
Обновление схемы взаимодействия с органами власти |
Финансирование |
|
|
|
|
|
Перераспределение
и изменение сумм бюджетного финансирования. Использование средств родителей на приобретение учебников. Использование целевых взносов физических и юридических лиц на классы малой наполняемости. |
5. Развитие сети учреждений дополнительного образования с учетом преемственных образовательных программ
В городе Иваново сеть учреждений дополнительного образования традиционно работала по многопрофильным и адресованным к различным возрастным группам образовательным программам. Это не позволяло решать задачу поэтапного дополнительного образования по избранному ребенком направлению, не предоставляло заказчикам образовательных услуг достаточных возможностей для получения допрофессиональной подготовки и сдачи квалификационных испытаний. Опыт ряда учреждений (ДДЮТ, ДЮЦ Фрунзенского района) показывает, что использование преемственных образовательных программ придает упорядоченность структуре предоставляемых образовательных услуг в системе дополнительного образования, повышает уровень подготовки воспитанников. В условиях, когда в городе недостаточно используются преемственные образовательные программы, инициатива по их разработке и использованию во всех УДО внесет значительные изменения в условия подготовки воспитанников и позволит учреждениям повысить свою конкурентоспособность.
А) Качество подготовки учеников.
а) Удовлетворенность воспитанников и их родителей
предлагаемыми услугами.
Методика: Анкетирование.
Измеритель: не менее, чем у 85 % воспитанников и родителей высокий
и средний уровень удовлетворенности.
б) Влияние занятий в УДО на выбор профессии.
Методика: Анкетирование выпускников УДО.
Измеритель: не менее, чем у 50 % воспитанников профессиональные
планы совпадают с профилем занятий в УДО.
в) Сохранение интереса к занятиям в УДО.
Методика: Статистическая обработка данных по контингенту воспитанников.
Измеритель: Допустимый % потери контингента обучающихся в течение
учебного года в учреждении:
высшей категории - до 10 %
первой категории - до 15 %
второй категории -до 20 %
другие - до 25 %
Б) Требования к изменению условий обучения.
а) Учебно - воспитательный процесс организован на основе принципа преемственности от 1 к 3 (4) степени обучения.
б) Структура образовательной программы учреждения изменена от многопредметности к выделению нескольких приоритетов, внутри которых предметы взаимосогласованы и дополняют друг друга.
Методика: Экспертная оценка образовательной программы УДО.
Измеритель: не менее, чем в 50 % учреждений дополнительного образования осуществлены данные изменения.
Группа реализаторов: Н. Метельская - руководитель проекта, И. Суворкова, директора ДДЮТ, ДЮЦ Фрунзенского района, ДДТ Ленинского района и др.
1 этап - 2000 - 2001 г.г.: подготовка условий для разработки и реализации программ, разработка образовательных программ.
Информационное обеспечение |
Разработки необходимыхдокументов; программно - методическое обеспечение |
Кадровое обеспечение |
|
|
|
2 этап - 2001 - 2002 г.г.: реализация программ объединений и учреждений.
Информационное обеспечение |
Разработка необходимых документов |
Кадровое обеспечение |
Диагностическое обеспечение |
|
|
1. Организация работы проблемной группы методистов (на базе МУНМЦ РО). | Апробирование системы оценивания ожидаемых результатов (п.5.2) на уровне управления образования администрации города Иванова. |
3 этап - 2002 - 2003 г.г.: диагностика соотношения планируемых и достигнутых результатов развития сети УДО с учетом преемственных образовательных программ.
Информационное обеспечение |
Кадровое обеспечение |
Диагностическое обеспечение |
|
Проведение серии семинаров с руководителями УДО “Система оценивания итогов работы по непрерывным образовательным программам”. | Диагностика ожидаемых результатов (п.5.2.) на выборке: результат использования 1 программы каждого типа. |
6. Создание разнопрофильной специализированной сети дошкольных образовательных учреждений для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Имеющиеся специализированные ДОУ в городе Иванове не вполне отвечают все возрастающему спросу населения на воспитание детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекции здоровья. 33% таких детей еще не предоставлены достаточные оздоровительные и образовательные услуги в связи с отсутствием целостной сети специализированных ДОУ, учитывающей все разнообразие направлений оздоровления.
В связи с этим одной из приоритетных задач на ближайшие 3 года является создание такой сети на базе имеющегося в городе Иванове опыта работы.
А. Изменения в подготовке воспитанников:
В результате профессиональной коррекционной работы 80% всех дошкольников, воспитывающихся в ДОУ компенсирующего вида, поступают в массовые школы с диагнозом “Здоров” (20% воспитанников сохраняют уровень психофизического здоровья от исходных данных).
Методика: статистическая обработка данных МППК по всем профилям диагнозов.
Б. Изменения в условиях воспитания и обучения:
В учебно-воспитательном процессе используются современные медико-технические средства; в ДОУ для детей с нарушениями речи - средства компьютеризации лечебного процесса; в ДОУ ортопедического профиля - специальные корсеты, сухие бассейны, современно оборудованные кабинеты ЛФК.
Методика: экспертная оценка технической оснащенности ДОУ (по одному - каждого профиля).
Группа реализаторов: Т.Князева - руководитель проекта, Е.Галкина (ДОУ N182), Е.Матренкина (ДОУ N55), В.Аникина (ДОУ N61).
1 этап: 2000-2001гг. - Изучение материально-технического обеспечения специализированных ДОУ и подготовка к открытию новых групп.
Информационное обеспечение |
Нормативно-правовое обеспечение |
Кадровое обеспечение |
Программно-методическое обеспечение |
|
Разработка модели социальной адаптации детей с амблиопией и косоглазием | 1.Обучение
дефектологов разных профилей для последующей работы в ДОУ (на базе
ИПК и ППК) 2. Обучение тифлопедагогов для последующей работы в ДОУ (на базе ИПК и ППК) |
Пропаганда
опыта обновления содержания программы Л.Плаксиной “Обучение и воспитание
детей с нарушениями зрения”
|
2 этап: 2001-2003гг. - практическая организация работы сети специализированных ДОУ.
Информационное обеспечение |
Нормативно-правовое обеспечение |
Программно-методическое обеспечение |
Материально-техническое обеспечение |
Аналитический банк данных по ДОУ N182,55,61,25 | Подготовка
приказа “Об открытии дошкольных специализированных групп по профилям:
N182 - тифло-; N61 - ЗПР; N25 - лого- |
Внедрение программы Л.Плаксиной и др. оздоровительно-образовательных программ в ДОУ N182,61,25,55 | Обеспечение ДОУ медицинской техникой в соответствии с задачами восстановления здоровья детей |
7. Организация материального обеспечения социальной защиты детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей
Экономическая нестабильность, безработица способствует стремительному росту проблем семьи, снижению воспитательного воздействия родителей на своих детей.
Остается стабильно высоким количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В течение трех лет управлением образования выявлен 701 ребенок этой категории (1997г. - 236 детей, 1998г. - 241 ребенок, 1999г. - 224 ребенка). Большая часть из них (142 ребенка) в соответствии с интересами детей передана на воспитание в семьи (под опеку, попечительство, на усыновление). Не снижается количество детей, которые направляются в учреждения общественного воспитания (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот). В 1997г. направлено 79 детей, в 1998г. - 106 детей, в 1999г. - 82 ребенка, всего за 3 года направлено 267 детей.
Обострению ситуации, связанной с предоставлением социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, способствует рассогласованность действий ведомств, ответственных за финансирование и материальное обеспечение этого направления городской социальной политики. Инициатива управления образования заключается в системной организационной работе на перспективу 3 года, которая привлечет внимание как спонсоров, так и муниципальных органов власти к неотложным мерам материального обеспечения социальной защиты.
Руководитель проекта - В.М. Мишурова, зам. начальника управления образования по опеке и попечительству.
Основные мероприятия |
Работа через СМИ |
Взаимодействие |
|
Освещение вопросов жизни детей, воспитывающихся в учреждениях общественного воспитания, приемных семьях, а также в семьях опекунов и попечителей. |
|