Комитет по управлению имуществом
Флаг Здание Официальный сайт администрации города Иванова
Версия для слабовидящих
Контактная информация ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ Защита от чрезвычайных ситуаций ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Действия населения при подтоплении территории Действия населения при выбросе в атмосферу химически опасных веществ Действия населения при неблагоприятных погодных явлениях Телефоны экстренных служб "Горячая линия" по вопросам нарушения трудового законодательства Документы по организованной перевозке групп детей автобусами Отловленные животные
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Приложение
к постановлению Главы города
N267-1 от 29.03.00

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ

В основу настоящей Концепции положены постановление Правительства Российской Федерации N 1024 от 9.09.99 г. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации и постановление Главы администрации Ивановской области N 900 от 31.12.99 г. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ивановской области.

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы политики органов местного самоуправления в сфере управления городской собственностью, под которой понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием имущества, закрепленного за муниципальными организациями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления , местной казны г.Иванова, а также имущественных прав муниципального образования, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

Концепция содержит два раздела.

В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления имуществом.

Во втором разделе рассмотрены вопросы в сфере приватизации имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации, направленных на создание благоприятной экономической среды.

I. Управление городским имуществом

1. Цели, задачи и принципы управления городским имуществом

Политика местного самоуправления, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:

Для реализации указанных целей органам местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:

Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех органов местного самоуправления.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач.

Определение цели управления

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.

Перечень целей применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

Выбор способа достижения цели

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски города при недостижении запланированного качественного результата управления.

Построение системы управления

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений органами местного самоуправления, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия органов местного самоуправления должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

Обеспечение эффективности управления

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности органов местного самоуправления и управляющих.

Обеспечение профессионализма управления

Органы местного самоуправления заинтересованы в профессиональном управлении имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.

Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в собственности города, доли города в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, городская недвижимость, в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между органами местного самоуправления, положение дел и основные выводы);
б) постановка целей и задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
г) контроль эффективности управления.

2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями Предприятия

Функции по управлению унитарными предприятиями разделены между управлениями, отделами городской администрации, заместителями Главы города.

Глава города назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий.

Городской комитет по управлению имуществом наделяет унитарные предприятия имуществом, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, утверждает уставы муниципальных предприятий, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями предприятий.

С руководителями унитарных предприятий заключены контракты в соответствии с постановлением Главы города N 310 от 8.04.99 г. О порядке заключения контрактов с руководителями муниципальных унитарных предприятий, которые предусматривают ответственность руководителей за результаты деятельности.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно - правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство собственника в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.

Порядок взаимодействия различных управлений городской администрации между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован.

Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово - хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

Нормативно - правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна.

На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

а) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции и услуг;
б) отсутствию у органов местного самоуправления актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;
в) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Растет количество неплатежеспособных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано недостаточностью финансирования решений, принимаемых на федеральном и областном уровне.

Имеется практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия.

Основные выводы:

а) существующая система управления унитарными предприятиями требует совершенствования,
б) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна;
в) количество унитарных предприятий в целом соответствует возможностям города по управлению ими и контролю за их деятельностью;
г) низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в городской бюджет.

Учреждения

По действующему законодательству органы местного самоуправления наделены правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств городского бюджета.

Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время город несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что приводит к нанесению прямого ущерба городскому бюджету. Кроме того, на практике встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества.

В частности, имущество используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). При этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в бюджете.

Управления и отделы администрации, имеющие подведомственные учреждения, не в полной мере проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений, по взысканию долгов по коммунальным платежам.

Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями

Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:

а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;
в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;
г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и как следствие - в увеличении поступлений в бюджет от использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;
д) снижении расходов бюджета на содержание учреждений.

Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями

Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением городской администрацией соответствующим имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям городского хозяйства, приватизации муниципального имущества, согласовании предложений по распоряжению имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.

Реализация системы управления предполагает:

а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения функций городского хозяйства.

Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно - правовой формы.

Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно - правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях:

В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:

б) определение цели города применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению, которое состоит в следующем:

в) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес - плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес - плана);

г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели города, невыполнении программы (плана, бизнес - плана).

При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес - плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес - плана). В противном случае отраслевыми управлениями, отделами применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений.

Назначение руководителя должно производиться на конкурсной основе.

Конкурсные комиссии создаются при городской администрации.

д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо:

е) установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в городской бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.

Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы.

Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями

Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:

поступление дополнительных доходов в городской бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;

сокращение количества унитарных предприятий и учреждений, снижение расходов бюджета на их содержание, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений.

 

3. Управление акциями, долями города в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ

Оценка состояния управления акциями (долями)

В настоящее время город является участником (акционером) в одном акционерном обществе, где его доля превышает 25 процентов уставного капитала.

Деятельность по управлению акциями, находящимися в городской собственности регулируется следующим образом:

а) городской комитет по управлению имуществом владеет переданными ему акциями до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия города как акционера в акционерных обществах;
б) Глава города утверждает представителя в орган управления акционерного общества;
в) городская Дума принимает решения о продаже акций

Учитывая незначительное количество хозяйственных товариществ и обществ, в которых город является участником (акционером), значимость представительства в них для городского хозяйства нельзя признать существенной.

 

4. Управление городской недвижимостью

Оценка состояния управления объектами недвижимости

Существующая система управления муниципальной недвижимостью нуждается в совершенствовании с учетом того, что:

Цели и задачи управления объектами недвижимости

Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:

Для достижения указанных целей необходимо:

а) сформировать полный реестр муниципальной недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;
б) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);
При этом коммерческим организациям земельные участки должны предоставляться на условиях аренды в целях повышения доходов бюджета от использования земли и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков.
Земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования должны предоставляться только организациям, финансируемым из бюджета, и гражданам для использования в некоммерческих целях;
в) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости,
г) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения городским имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал);
д) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;
е) урегулировать вопросы приобретения городом объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов;
ж) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью);
з) выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Изъять указанное имущество;
и) использовать для эффективного управления недвижимостью механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогичный гражданско - правовому, поскольку город при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками. Определить норматив отчисления средств органам по управлению недвижимостью с последующим зачетом их в счет финансирования из бюджета;
к) изменить существующий механизм продажи недвижимости. Право на приобретение недвижимости принадлежит ограниченному кругу лиц в соответствии с законодательством о приватизации. Указанное право должно быть сохранено, но на ограниченный срок. Цена продажи должна определяться на основании рыночной оценки;
л) обеспечить профессиональную подготовку муниципальных служащих, осуществляющих управление городской недвижимостью.

Механизм управления объектами недвижимости

Достижение целей управления объектами недвижимости возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном ведомстве.

Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).

Первым шагом должна стать сплошная инвентаризация объектов муниципальной недвижимости, результатом которой станет получение информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости.

С учетом данных реестра городской собственности город должен регистрировать свои права на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости.

Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах:

Контроль эффективности управления объектами недвижимости

Контроль за достижением целей управления может осуществляться по следующим направлениям:

II. Приватизация городского имущества

1. Цели, задачи и принципы приватизации

Целью политики в области приватизации в соответствии с настоящей Концепцией является повышение эффективности функционирования предприятий и городского хозяйства в целом.

Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах:

а) решение о целесообразности приватизации имущества разрабатывает городская администрация. Окончательное решение о приватизации каждого предприятия принимает городская Дума.
б) способ приватизации каждого объекта собственности определяется в соответствии с законодательством.

2. Основные меры по реализации городской политики приватизации

Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели городской политики в области приватизации, должны стать:

1) дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности.

Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в городской бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной ценовой оценки.

Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и городом (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач). Продажа низколиквидных предприятий таким собственникам может осуществляться по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес - плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности приватизированного предприятия;

2) расширение инструментария приватизации:

а) выпуск производных ценных бумаг, обеспеченных городским имуществом;

б) купля - продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках в целях оптимизации участия города в хозяйственных обществах;

в) продажа муниципального имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком;

3) принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства;

4) ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов интересам государства;

Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент управления имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования городского хозяйства;

5) усиление социальной направленности приватизации.

Способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев населения. При принятии решений о приватизации городского имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и города, охраны окружающей среды и здоровья граждан.

3. Методы реализации политики в области приватизации

Методы реализации политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида имущества.

В отношении унитарных предприятий необходимо:

а) определить их оптимальное количество и состав,
б) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств, а также изъять неиспользуемое оборудование. Продажа указанных объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей;
в) содействовать скорейшему принятию закона, регламентирующего деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий.

При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия.

4. Контроль за ходом проведения приватизации и постприватизационным развитием предприятий

Целью контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

Предусматриваются следующие этапы контроля:

а) подготовка имущества к приватизации;
б) непосредственная реализация приватизационных процедур;
в) выполнение новым собственником взятых обязательств.

Контроль на этапе подготовки к приватизации должен включать в себя контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество.

Контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать:

Контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя:

5. Информационное обеспечение приватизации имущества

Ключевыми задачами информационного обеспечения приватизации являются повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизируемом имуществе в целях достижения прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для контроля и принятия эффективных решений в отношении муниципальной собственности.

Для решения указанных задач необходимо:

создать реестр имущества с систематизированными данными о всех элементах муниципальной собственности (унитарные предприятия, пакеты акций, находящиеся в муниципальной собственности) для контроля за состоянием этого имущества и оптимизации принятия решений по его использованию с учетом интересов городского хозяйства. При создании и ведении указанного реестра необходимо предусмотреть разработку единой системы показателей учета, контроля и анализа имущества, разработку правил и процедур обновления данных, системы разграничения доступа к информации различных категорий ее потребителей, реализацию мер ответственности за предоставление недостоверной информации.

Заключение

Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления городом полномочий собственника муниципального имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов города.

Полная инвентаризация имущества, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования.

Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы России, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника.

Администрация г. Иваново

Яндекс.Метрика