Крюков Александр Александрович
Флаг Здание Официальный сайт администрации города Иванова (архив) Официальный сайт администрации города Иванова (новая версия)
Версия для слабовидящих
Контактная информация ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ Защита от чрезвычайных ситуаций ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Действия населения при подтоплении территории Действия населения при выбросе в атмосферу химически опасных веществ Действия населения при неблагоприятных погодных явлениях Телефоны экстренных служб "Горячая линия" по вопросам нарушения трудового законодательства Документы по организованной перевозке групп детей автобусами Отловленные животные 2022 Отловленные животные 2023
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Pobeda-48.jpg

Ивановцы - Герои Советского Союза


Крюков Александр Александрович

Крюков Александр Александрович (1907 — 1957)

5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза

Крюков Александр Александрович — командир эскадрильи 338-го Рижского авиационного полка дальнего действия 12-й Минской авиационной дивизии дальнего действия 7-го авиационного корпуса Авиации Дальнего Действия (АДД), майор.
Родился 16 апреля 1907 года в деревне Соколово ныне Сусанинского района Костромской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944. Зимой учился в церковно-приходской школе, летом - помогал отцу в поле. Став старше, стал работать молотобойцем, затем кузнецом в совхозе «Медведки». Затем переехал в город Кострому, работал кузнецом-молотобойцем на заводе «Рабочий металлист».
Переехав в город Иваново, работал кузнецом на железнодорожной станции. Учился на вечернем рабфаке, занимался в местном аэроклубе. В июне 1931 года в числе активистов аэроклуба был направлен в 2-ю школу летчиков Гражданского воздушного флота (ГВФ), город Тамбов.
В 1933 году, после окончания летной школы, был призван Тамбовским райвоенкоматом в ряды Красной Армии. Зачислен в войсковую часть 1690 при Военно-воздушной академии в качестве пилота-инструктора срочной службы. В 1935 году был демобилизован. Работал пилотом, командиром 240-го и 28-го отряда ГВФ, город Куйбышев.
В июне 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, призван в Красную Армию, стал летчиком-бомбардировщиком. Воевал командиром корабля Ли-2 в составе Московской авиагруппы особого назначения, 12-го гвардейского авиационного полка дальнего действия.
Экипаж самолета Ли-2 под командованием Крюкова участвовал в смелых налетах на вражеские аэродромы, мосты, переправы, бомбил крупные железнодорожные узлы и военно-промышленные объекты противника, скопления боевой техники и живой силы, доставлял боеприпасы и питание, летал в глубокий тыл противника для выброски листовок и десантных групп.
Во время блокады Ленинграда летчик Крюков в числе первых доставлял боеприпасы и продовольствие фронту и населению города, совершил 140 боевых вылетов в осажденный город. При осаде немцами Севастополя экипажу самолета было поручено доставить срочный груз. Не смотря на сложную метеорологическую обстановку и противодействие зенитной артиллерии врага груз был доставлен вовремя. Обратным рейсом летчик забрал детей и стариков из блокированного Севастополя. Только в сражении за Сталинград Крюков совершил 76 боевых вылетов по доставке боеприпасов и продовольствия фронту и 6 вылетов по выброске десантов.
В июне-июле 1942 года экипаж Крюкова выполнил ряд правительственных заданий по доставке грузов и летных экипажей в Иран и Ирак.
За период с начала войны по август 1944 года экипаж Крюкова произвел 36 боевых вылетов с посадкой на площадках в тылу противника. Он доставлял партизанам оружие, боеприпасы. В сентябре 1943 года в район Молодечно экипаж Крюкова доставил в белорусский партизанский отряд противотанковые пушки и боеприпасы. В другой раз в районе города Россошь выбросил группу десантников-диверсантов, которые уничтожили на аэродроме большое количество самолетов врага.
В полку Крюков считался еще и мастером бомбовых ударов, отличался точностью бомбометания. Три боевых вылета самолет Крюкова совершил на бомбардирование военно-промышленных объектов финляндского города Котка. Летал он и на Таллинн, и на Ригу. 130 ночных бомбовых ударов нанес экипаж Крюкова по сильно обороняемым железнодорожным узлам: Курск, Орел, Льгов, Брянск, Рославль, Ржев, Вязьма, Сычевка, Мга, Полоцк, Гатчина.
С мая 1944 года – командир эскадрильи 338-го авиационного полка дальнего действия. За короткий период эскадрилья под его командованием совершила 78 успешных боевых вылетов. К августу 1944 года совершил 427 боевых вылетов, из них 252 ночных, на бомбардировку военных объектов в тылу врага, скоплений его войск и был представлен к высокому званию.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство майору Александру Александровичу Крюкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5312).
После получения высокой награды продолжал участвовать в боевых вылетах. Водил свой самолет в районы Праги для сбрасывания листовок, причем полет длился до 12-13 часов. Всего к маю 1945 года майор Крюков совершил 431 боевой вылет, в том числе 264 - ночных, и сбросил на врага более 300 тонн бомб.
С февраля 1945 года майор Крюков уволен в запас по состоянию здоровья в запасе. Жил в городе Куйбышев (ныне - Самара). Продолжал работать в Гражданской авиации: пилотом в 240-м отряде Волжского управления ГВФ, диспетчером в аэропорту.
Скончался 18 октября 1957 года. Похоронен в городе Самара.
Награждён двумя орденами Ленина (25.12.1942, 5.11.1944), орденом Отечественной войны 1-й (10.08.1943) и 2-й (15.10.1945) степени, орденом Красной Звезды (3.06.1942), медалями.

Администрация г. Иваново

Яндекс.Метрика