Что такое ТОС
Флаг Здание Официальный сайт администрации города Иванова (архив) Официальный сайт администрации города Иванова (новая версия)
Версия для слабовидящих
Контактная информация ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ Защита от чрезвычайных ситуаций ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Действия населения при подтоплении территории Действия населения при выбросе в атмосферу химически опасных веществ Действия населения при неблагоприятных погодных явлениях Телефоны экстренных служб "Горячая линия" по вопросам нарушения трудового законодательства Документы по организованной перевозке групп детей автобусами Отловленные животные 2022 Отловленные животные 2023
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. Определение территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) содержится в ст. 27 Закона 131-ФЗ «Об общих принципах развития Местного самоуправления».

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории, поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Система ТОС включает в себя собрания, конференции граждан, иные формы непосредственной демократии; органы ТОС населения (советы микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов), а также иные органы общественного самоуправления населения по месту жительства (комитеты улиц, многоквартирных жилых домов). ТОС может включать в себя: старших подъездов, старост, ревизионные комиссии ТОС.

Правовую основу осуществления ТОС составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Устав города Иванова;
- муниципальные правовые акты города Иванова;
- Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Иванове;
- Устав территориального общественного самоуправления.

Федеральная политика Российской Федерации в настоящее время нацелена на укрепление государственности и повышение благосостояния граждан, в том числе за счет развития и совершенствования местного самоуправления и формирования гражданского общества.

ТОС - это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан. ТОС является одной из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления, форма социальной организации населения, позволяющая гражданам непосредственно участвовать в управлении территорией по месту проживания.

Развитая система ТОС свидетельствует о наличии гражданского общества, высокой самоорганизации населения, его способности самостоятельно без помощи власти разрешать повседневные местные проблемы.
Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, осуществляет свои инициативы в этих вопросах, направленные на выполнение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.

Проблемы у ТОСов во многом похожи. В границах частного сектора это плохие дороги, отсутствие уличного освещения, стихийные свалки, водоснабжение, качество электрификации и т.п. В многоквартирных домах – взаимоотношения с управляющими организациями, состояние дворов, мест общего пользования и т. д.

Чтобы решать все проблемы района, вплоть до бытовых, необходимо их вначале перед властью обозначить, а кто, как не сами жители, это наиболее точно и полно может сделать.
Там, где это понимание есть, сегодня работают Советы ТОС, которые совместно с муниципалитетами реально решают проблемы своих территорий.

Организацией работы ТОС в городе Иванове занимается комитет развития общественного самоуправления Администрации города Иванова (далее - Комитет).

Комитет осуществляется взаимодействие с представительными и исполнительными органами всех уровней, с общественными формированиями по развитию ТОС на территории города Иванова, устанавливает контакты с жителями – активистами по организации ТОС, ведется работа с организационными комитетами по установлению новых границ ТОС.
В настоящее время в городе Иванове успешно функционируют 40 ТОС.

Работа с ТОСами выделена в отдельное направление, ей уделяется огромное внимание, администрация помогает ТОСам, способствует решению их проблем. Для власти это возможность быть ближе к земле - знать о том, чем живет каждая улица, каждый район, а значит, своевременно оказывать нужную помощь. Работа в тандеме позволит более эффективно управлять городом и оперативно решать рабочие вопросы.

От конструктивного взаимодействия всех структур власти во многом зависит решение вопросов и проблем территорий, на которых действуют ТОСы.

Эффективность деятельности председателей Советов ТОС, в значительной степени определяется их умением выбрать среди всего многообразия основных направлений деятельности ТОС наиболее жизненно важные проблемы для жителей конкретного микрорайона, определить возможные пути, формы и методы их решения, организовывать взаимодействие со структурными подразделениями администрации города, организациями, которые способны оказать помощь в решении поставленных проблем и спланировать конкретные мероприятия Советов ТОС по их осуществлению.
ТОС может выполнять следующие функции:
- изучение социально-экономических потребностей населения, проживающего на соответствующей территории, подготовка и разработка предложений по их обеспечению;
- осуществление общественного контроля за эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда и благоустройством территории, за торговым и бытовым обслуживанием населения, участие в организации и проведении работ по благоустройству территорий;
- оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка и профилактике правонарушений;
- участие в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также организации досуга населения, просветительская работа;
- социальная работа с неблагополучными семьями, инвалидами, детьми и молодежью, лицами пожилого возраста, семьями погибших воинов, многодетными семьями, лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- организация участия населения в акциях милосердия и благотворительности, оказания помощи социально не защищенным категориям граждан;
- организация участия населения в обеспечении сохранности мест общего пользования объектов жилищного фонда, в осуществлении мероприятий, направленных на ресурсосбережение;
- организация участия населения в работах по санитарной очистке, благоустройству, озеленению и содержанию зеленых насаждений и цветников, детских площадок в границах территории ТОС;
- участие в разработке предложений по развитию соответствующих территорий;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления города Иванова с жителями соответствующей территории.

Органы ТОС уже сейчас в состоянии решать вопросы, связанные с использованием земель, экологией, созданием спортивных и детских клубов по месту жительства и т.д. У жителей есть очень интересные предложения, совместная реализация которых бы снимала социальное напряжение на территории, формировало бы большее доверие к органам власти.

С участием председателей советов ТОС ежемесячно проводятся совещания, встречи, круглые столы по различным вопросам жизнедеятельности территорий ТОС, с участием представителей структурных подразделений Администрации города Иванова и подведомственных структур, депутатов Ивановской областной и городской Думы, представителями правоохранительных органов.

Ежеквартально проходят встречи в формате диалога: вопрос-ответ с Главой города Иванова, проводятся выездные встречи с председателями и активистами ТОС на территории ТОС.

Общественные деятели в рамках тематических встреч, выносят на обсуждение ряд вопросов по конкретным направлениям: образование, ЖКХ, благоустройство, получают на них грамотные, обоснованные ответы и действенные меры.

Администрацией города Иванова разработана и запущена социальная реклама направленная на создание и организацию ТОС, которая размещена на баннерах 3*6 на территории города Иванова. Регулярно выходят статьи в местных газетах посвященные популяризации ТОС, а так же видеосюжеты в телевизионных передачах.

Комитет активно сотрудничает с депутатами Ивановской областной и городской Думы по вопросам создания и развития ТОС.
С 2015 года успешно работает Общественный Совет избирательного округа № 15 города Иванова. В 2016 году создан Координационный совет по развитию ТОС в Ивановской области, который возглавила представитель города Иванова, председатель ТОС «Матросовский».

В марте 2017 году был создан второй Совет по развитию территорий ТОС областного округа № 5 (первый совет во 2 областном округе). Совет является совещательно-консультативным органом.

ТОСы взаимодействуют с комитетом молодежной политики, физической культуры и спорта. МБУ «Восток» совместно с комитетом молодежной политики, физической культуры и спорта организует турниры и спортивные состязания между дворовыми командами. В зимний период времени практически во всех уголках города, включая территории ТОС, заливаются катки.

Одной из основных задач, решаемых ТОСами, является благоустройство микрорайонов и обеспечение надлежащего санитарного состояния. Организацию населения по уборке территории вокруг своих домов и на своих улицах взяли на себя председатели уличных и домовых комитетов, активисты Советов ТОС.

В ТОСах города Иванова проводятся субботники по благоустройству территорий, которые стимулируют у жителей стремление навести чистоту и порядок в своих микрорайонах.

Управление благоустройства Администрации города Иванова обеспечивает уборочным инвентарем жителей, а после окончания субботников оперативно организует вывоз мусора с территории.
Ежегодно Советами ТОС при организационной и финансовой поддержке администрации города в микрорайонах города проводятся массовые мероприятия с участием жителей микрорайонов. Традиционными стали празднования Нового Года и Рождества, Масленицы, Дня города, Дня знаний, Дня пожилых людей. Очень тесно сотрудничают ТОС и с органами полиции. Это и совместные рейды по неблагополучным семьям, и совместные приемы жителей на опорных пунктах милиции.

Администрация города, понимая и положительно оценивая роль органов территориального общественного самоуправления в жизни города, принимает на себя обязательство по финансовой поддержке органов ТОС. В бюджете города с 2002 года ежегодно предусматриваются и индексируются средства на организацию деятельности территориальных общественных самоуправлений города.

Управлением благоустройства Администрации города Иванова с ТОСами налажена обратная связь по вопросам жизнеобеспечения и благоустройства ТОС.

Эффективное функционирование системы ТОС призвано улучшить условия жизни населения города Иванова.
Органы ТОС не обладают властными полномочиями по отношению к населению, не являются органами местного самоуправления, и передача им полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления, Федеральным законом не предусматривается.
В то же время, ТОС позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных проблем местного значения.

Представители (жители) ТОС приглашаются на публичные слушания, их мнение учитывается при формировании плана застройки города.
В целях улучшения социально-бытового обслуживания населения города управление потребительского рынка и услуг администрации города совместно с председателями Советов ТОС ежегодно проводит комплексное обследование микрорайонов города для изучения ситуации и выработки конкретных рекомендаций.

Наличие в руководстве ТОСов уважаемых, инициативных и грамотных людей делает эти общественные формирования полезными и действенными в период проведения каких-либо кампаний, акций, областных и городских мероприятий.
Во главе ТОС стоят ответственные лица с активной жизненной позицией, болеющие всем сердцем за родной город и мечтающие сделать его уютным и красивым.

ТОС позволяет гражданам непосредственно участвовать в управлении территорией по месту проживания, силами самого населения. Население города сегодня в этом заинтересовано, поэтому и количество ТОС увеличивается.

Основная задача ТОС - способствовать объединению жителей, чтобы организовать и вовлечь в то или иное полезное мероприятие как можно больше граждан.

Там, где органы ТОС активно работают с населением, количество обращений и заявлений граждан в органы местного самоуправления снижается, так как многие бытовые вопросы решают сами ТОСы, совместно с муниципалитетом и депутатами.

Безусловно, приоритетом являются грантовые программы, имеющие тематическую направленность на общественное самоуправление.
В целом, Советы самоуправления решают социальные проблемы территорий, улучшая качество городской жизни, объединяя все ресурсы территорий.
Сегодня ТОСы становятся надежным связующим звеном между жителями областного центра и Администрацией города Иванова.

Развитие ТОС является важной стратегической задачей для Администрации города Иванова на ближайшую перспективу.

ОТЛИЧИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ОТ ТСЖ

Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) – это хозяйствующий субъект, управляющая компания, состоящая из собственников жилья. Цель ТСЖ – управлять жилищно-коммунальным комплексом, в который входит жилой дом или группа домов. Для создания ТСЖ необходимо согласие не менее 50% собственников жилья.

Граждане, проживающие в данных домах, но не являющиеся собственниками, не имеют права голоса и отношения к ТСЖ. В компетенции ТСЖ находятся только два вопроса местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом и создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения. Все иные вопросы местного значения не находятся в компетенции ТСЖ.

Главное отличие ТСЖ от ТОС в том, что ТОС – это прямая форма народного самоуправления, а ТСЖ – это управляющая компания. Именно ТОС может представлять интересы населения данной территории во всех инстанциях.

В соответствии с законодательством ТСЖ создаётся с целью совместного управления собственниками комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, для обеспечения эксплуатации этого комплекса и осуществления прав собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для ТОС предметом деятельности является инициативы граждан местного значения (в любых, не связанных только с жилищной сферой). При этом ТОС не может осуществлять прав собственности ни на имущество муниципального образования, ни на имущество граждан, в том числе и общее. Предмет и цели деятельности ТСЖ – реализация частных интересов.

Предмет и цели деятельности ТОС – общественные и не связаны с правами собственности. Таким образом, предмет и цели деятельности данных организаций существенно различаются. Отличаются ТОС и ТСЖ также по своим участникам (членам).
Членами ТСЖ могут быть только собственники имущества в жилом многоквартирном доме вне зависимости от их места проживания. ТСЖ может быть создано только по решению собственников, обладающих более чем половиной голосов от общего числа голосов собственников помещений.

Любой гражданин Российской Федерации, достигший шестнадцатилетнего возраста, постоянно или преимущественно проживающий на соответствующей территории города Иванова, вправе участвовать в ТОС города Иванова, получать информацию о деятельности органов ТОС города Иванова, по достижении совершеннолетия быть избранным в органы ТОСгорода Иванова.

Граждане Российской Федерации, не проживающие на соответствующей территории, но имеющие на этой территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе собраний, конференций с правом совещательного голоса.
Таким образом, предмет и цели деятельности данных организаций существенно различаются. Исходя из этого, подмена ТОС созданием ТСЖ невозможна, равно как и обратная ситуация.

на главную

Администрация г. Иваново

Яндекс.Метрика